Белорусские банки устали бесплатно работать на государство
Все операции по обcлуживанию государственных счетов коммерческие банки выполняют бесплатно. И их такая ситуация не устраивает.
Не многие знают, что ряд услуг белорусские банки оказывают совершенно бесплатно. В частности, так обстоит дело с финансовыми операциями, которые касаются обслуживания государственных счетов. Коммерческие банки недавно попытались поднять вопрос о возможности получения вознаграждения за такие услуги, однако не нашли поддержки со стороны государства.
Казенная нагрузка для коммерческих структур
Белорусские банки исторически лишены права получать вознаграждение за услуги по перечислению средств клиентов на государственные счета. В частности, за прием денежных средств населения для уплаты налогов, пошлин и иных обязательных платежей банки не имеют права взимать комиссию.
Но сказать, что такая ситуация удовлетворяет финансовые структуры, нельзя. Ведь операционные расходы, связанные с осуществлением таких платежей, существуют, соответственно, банки хотели бы их как-то компенсировать.
Поэтому в августе белорусские банки подняли вопрос о возможности получения вознаграждение за осуществление операций хотя бы по некоторым государственным счетам (3640−3642), которые не связаны с уплатой налогов, пошлин и иных обязательным платежей в бюджет.
Однако в октябре, по информации БелаПАН, госорганы уведомили коммерческие банки в том, что и такие счета, на которые поступают деньги в бюджет, банки должны обслуживать без взимания вознаграждения.
По словам участников рынка, дискуссия о том, могут ли банки получать вознаграждение за обслуживание государственных счетов, поднимается не в первый раз, однако результатов не приносит — все банки как осуществляли такие функции бесплатно, так и продолжают нести это бремя.
При этом банки считают, что операции с государственными счетами должны становиться коммерческими.
«Банкам все равно, с какими целями к ним пришел клиент: с платежом в пользу частной компании или с платежом в пользу государства. У банков существуют постоянные операционные расходы, соответственно, устанавливаются тарифы. Поэтому с точки зрения рыночной дисциплины либо клиент должен осуществлять с учетом комиссии платежи в пользу бюджета, либо государство должно компенсировать банку понесенные расходы на осуществление таких операций», — полагает собеседник БелаПАН в банковских кругах.
Однако ни первого, ни второго не происходит, и правила, когда все бюджетные счета банки обслуживают бесплатно, не меняются.
«Бюджет сегодня не готов банкам компенсировать расходы, связанные с обслуживанием государственных счетов, а перекладывать эту нагрузку на население государство также не хочет. Эта история — пример сложившейся ситуации, которую никто на государственном уровне не готов менять», — считает представитель одного из банков.
Белорусские экономисты также сомневаются в том, что в ближайшем будущем банкам будут как-то компенсировать издержки, связанные с обслуживанием государственных счетов.
«У нас в бюджете капитальные статьи расходов пришлось в последние годы сокращать, а профицит направлять на выплаты по госдолгу. Вряд ли на этом фоне бюджет станет компенсировать банкам расходы, связанные с обслуживанием государственных счетов», — отметил в комментарии для БелаПАН эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Тупиковый путь для банков
Де-факто обслуживание бюджетных счетов — социальная функция, которую выполняют сегодня банки на безвозмездной основе.
Вопрос о том, готовы ли белорусские банки выполнять социальные функции, поднимался на прошлой неделе в Минске в рамках международного форума «БанкИТ'17». Присутствующие там банкиры констатировали, что в условиях цифровой трансформация финансовых потоков содержать региональные отделения не всегда рационально, и выразили заинтересованность в создании правового поля для новых онлайновых продуктов.
Нацбанк со своей стороны, как носитель государственной идеологии, дал понять, что банки помимо коммерческой должны выполнять еще и социальную функцию.
«Мы живем не в закрытом обществе, и не нужно забывать, что есть жизнь за МКАД — там не все знают, что существует платежная карточка, и как ею рассчитываться. Поэтому, когда мы принимаем решение о внедрении новой технологии и в том числе об оптимизации структуры и сокращении количества филиалов, нам нельзя забывать о людях (живущих в регионах. — БелаПАН), которые также получают пенсии, зарплату и хотят, чтобы их обслуживали», — заявила начальник управления электронных платежных инструментов Нацбанка Ольга Антонович.
С регулятором представители финансового сектора согласились, но при этом уточнили, что в условиях жесткого сокращения издержек банкам все тяжелее за собственный счет выполнять социальные функции.
«Когда школы, поликлиники, организации ЖКХ выполняют социальные функции, они получают от государства средства на возмещение своих расходов. Говорить о том, что коммерческие банки будут работать себе в убыток, решая социальные задачи, не получая оплаты ни от населения, ни от юрлиц, ни от государства, несправедливо, и это тупиковый путь», — отметила в дискуссии на форуме глава НКФО «ЕРИП» Елена Антони, которая до 2016 года работала в коммерческом банке.
Являясь коммерческими организациями, банки стараются максимально исключить убыточные направления деятельности. Мало того, Нацбанк также требует от банков «резать косты» и улучшать CIR (коэффициент, отражающий отношение операционных расходов к валовым доходам).
«Это методологически правильный подход, ведь в случае возникновения шоков на финансовом (кредитном) рынке валовой доход банков уменьшается, а мгновенно сократить свои расходы они не могут, и автоматически уходят в убыток. Поэтому со стратегической точки зрения Нацбанк прав, заставляя участников рынка сокращать издержки», — отмечает представить одного из банков.
Парадокс заключается в том, что, требуя от коммерческих банков сокращать издержки, государство при этом вменяет им в обязанность разного рода социальные функции, выполнение которых отрицательно влияет на финансовые показатели банков. Правая рука не ведает, что делает левая?..