«Да, нет, молчание»: самое честное интервью с риэлтером на детекторе лжи
Мы долго думали, о чем спрашивать Павла. Цены? Прогнозы? В итоге решили объединить все вопросы в одну тему — почему в Беларуси есть люди, которые не любят риэлтеров? Почему некоторые относятся к ним с недоверием? Поговорили с Павлом честно именно об этом. А «Лаборатория Архипова» согласилась помочь нам в создании этого материала, предоставив оборудование и своих экспертов.
Мы осознанно не показывали Павлу вопросы, которые собирались задать, однако директор лаборатории Игорь Архипов объяснил, что вопросы показать нужно обязательно, иначе человек будет реагировать на них ярко в любом случае, и полиграф на все вопросы будет показывать эмоциональную реакцию. Более того, перед непосредственной процедурой все вопросы и ответы проговариваются, чтобы человек перестал в принципе нервничать. Кстати, кто не знал, полиграфы вообще не реагируют на ответ: «да». Предполагается, что «да» — это признание, которое и нужно получить, поэтому аппарат вообще не реагирует на такой ответ. Также отметим, что у Павла была возможность отказаться отвечать на вопрос.
Итак, после стартовых вопросов: сейчас осень и боитесь ли вы, что полиграф уличит вас во лжи (на оба вопроса Павел ответил «да»), мы начали наше исследование. После опроса, мы попросили Павла прокомментировать свои ответы. Начали с вопроса: «Вы долго шли к своей первой сделке?». Павел ответил, что да.
— Для этого мне потребовалось 3,5 месяца. Это считается долго. Я был молодой и неопытный. Нужно понимать, что в этой профессии возраст имеет значение. Совсем молодым людям здесь тяжело. Очень важно доверие клиентов, а молодым людям доверяют неохотно. У людей постарше добиваться успехов в профессии получается лучше. Я сужу об этом после 12 лет работы на рынке.
Далее, мы спросили, хотел ли Павел что-то исправить в той своей первой сделке. Он ответил, что нет и это правда. Следующий вопрос: использовали ли вы нечестные способы при сдаче экзамена в Минюсте? Павел ответил, что нет — полиграф подтвердил, что это правдивый ответ. Директор АН «Эксперт» дополнил, что сдал экзамен с первого раза.
Следующий вопрос: готовы ли вы сделать так, чтобы проблемы ваших клиентов разрешились? Павел честно ответил, что готов. А вот на вопрос: «Бывали ли случаи, что клиенты вызывали у вас не чувство жалости, а отвращение?» Павел отказался отвечать.
— Мы же не роботы, в конце концов. Общение с хорошими людьми вызывают у меня положительные эмоции, с плохими — отрицательные. Те люди, которые работают в услугах, меня поймут.
На вопрос, чувствует ли Павел свое превосходство над клиентами, он ответил, что не чувствует и это правда. «Встречали ли вы клиента, который, как вам показалось, был умнее вас?». Ответ: «да».
Вот мы и подобрались, так сказать, к спорному вопросу: «Есть ли сделка, последствий от которой вы боитесь до сих пор?». Павел ответил: «нет» и полиграф ему не поверил.
— Я проанализировал, почему полиграф так отреагировал на мой ответ на этот вопрос. Говорю честно, какой-то конкретной сделки, которая у меня стоит перед глазами, последствия которой вызывали бы у меня опасения, нет. Однако, я директор агентства недвижимости, давно работаю на рынке, за моими плечами сотни сделок. Я чувствую ответственность за каждую из них, я ее осознаю и готов ее нести. Вероятно, это чувство ответственности как-то повлияло на мои эмоции, когда я отвечал на этот вопрос, и на реакцию полиграфа.
Далее, Павел ответил, что в его практике не было случаев продажи недвижимости с последующей отменой сделки (признание ее недействительной), и полиграф подтвердил правдивость этого ответа. Следующий вопрос: «Угрожали ли вам клиенты?». Павел ответил: «да». На вопрос: «Всегда ли с вами клиенты были честны?», Павел ответил отрицательно.
— Мне бы не хотелось вспоминать плохое, но не всегда клиенты корректно себя ведут. Иногда они позволяют себе оскорбительные высказывания как в адрес всего агентства, так и в адрес сотрудников, в мой адрес, могут угрожать государственными органами. Мне, разумеется, неприятно, но реагирую я спокойно, так как я точно знаю, что мы ничего не нарушаем.
Далее, мы спросили Павла, долго ли он решался открыть свое агентство недвижимости, он ответил, что нет. После добавил, что решил это для себя буквально в течение дня. На вопрос, есть ли у Павла подозрения в нечестности своих сотрудников, он правдиво отвел, что нет. За плохую работу он быстро увольнял сотрудников.
Мы спросили: «Вели ли вы когда-либо против конкурентов «нечестные» игры?». Павел ответил, «нет» и это был честный ответ. Далее, о средней зарплате риэлтера: правда ли, что они зарабатывают $3-5 тыс. в месяц? Павел честно ответил, что нет.
— Это тяжелый труд. Те люди, которые плохо относятся к риэлтерам, просто не понимают, что это такое и как это тяжело. Человек, который какое-то время в этой сфере проработал, он понимает, насколько это тяжело. Так просто здесь ничего не дается.
Наш финальный вопрос: «У клиентов есть на сегодня основания не доверять профессии риэлтера?». Ответ: «нет». Детектор определил, что ответ честный.
— Во всех цивилизованных странах есть профессия риэлтера, и она уважаема. Люди, когда хотят решить как-то вопрос с недвижимостью, идут только к риэлтерам. Это логично, каждый должен заниматься своим делом. Отмечу, что по сравнению с риэлтерами других стран, в Беларуси риэлтеры делают гораздо больше работы. Оснований не доверять риэлтеру в Беларуси нет. А количество правонарушений в этой сфере минимально.
Портал Realt.by выражает благодарность «Лаборатории Архипова» за участие и помощь в создании этого материала.
Фото и видео: Павел Садовский