Эксперты: Де-факто отношения Беларуси с Евросоюзом идут с опережением политических документов
Тема саммита «Восточное партнерство», который пройдет 24 ноября в Брюсселе, сегодня для белорусской власти особенно актуальна. Буквально вчера стало известно, что впервые за восемь лет приглашения для Беларуси в Брюссель адресовано непосредственно Александру Лукашенко. Если президент его примет, это будет его первый визит в столицу Евросоюза за многие санкционные годы.
Но даже если представлять Беларусь, как и в прошлый раз, будет глава МИД Владимир Макей, участие в саммите — важный стратегический момент для Беларуси, которая нынче прямо на глазах Европы меняет свой имидж с «последней диктатуры» на первого миротворца.
В начале сентября, на площадке экспертной инициативы «Минский диалог» в преддверии саммита прошел семинар аналитиков, которые обсудили будущую встречу в Брюсселе и место Беларуси в будущем «Восточного партнерства». По итогам семинара эксперты подготовили доклад «Восточное партнерство» в преддверии Брюссельского саммита: возможности для Беларуси". TUT.BY изучил его и собрал самое интересное.
«У „Восточного партнерства“ нет четкой цели»
Проект Евросоюза «Восточное партнерство» стартовал в 2009 году в Праге. Он был предложен Польшей и Швецией как геополитическая инициатива для балансирования южного измерения внешней политики Евросоюза.
Помимо инициаторов «Восточного партнерства» Польши и Швеции, сегодня в группу сторонников «Восточного партнерства» в Евросоюзе входят Голландия, страны Балтии, Румыния, Чехия, Словакия и ситуативно Болгария. Великобритания также была сторонницей «Восточного партнерства» до истории с Брекзитом. Ключевую роль для «Восточного партнерства» играет Германия.
Эксперты отмечают, что спустя восемь лет существования задачи «Восточного партнерства» остаются «размытыми», нет конкретных показателей по многим направлениям. Из-за этого, например, как минимум, одна из целей Евросоюза в рамках «Восточного партнерства» уже не применима к Беларуси: полномочия по переговорам о зоне свободной торговли теперь в руках Евразийской экономической комиссии, а не Минска.
Аналитики считают, что концепция конструктивизма Евросоюза (конструирование региона соседства по собственным лекалам) не оправдала себя. Конструктивизм без должной стратегической проработки уступил перед жестким реализмом и привел к вооруженным конфликтам, так как не учитывал реальность и специфику процессов на постсоветском пространстве. За собственными политическими и идеологическими конструктами Евросоюз вовремя не рассмотрел приближающийся кризис в Украине.
Есть и еще один важный момент. В рамках «Восточного партнерства» происходит фактически разделение стран на группы в зависимости от интенсивности взаимодействия с Евросоюзом и амбиций в отношении дальнейшей интеграции. В первую группу входят заключившие с Брюсселем соглашения об ассоциации Грузия, Молдова и Украина. Во вторую — Азербайджан и Армения, которые находятся в финальной стадии подготовки новых соглашений с Евросоюзом. В третьей группе единолично находится Беларусь, до сих пор не имеющая базового соглашения с ЕС.
«Доверие к Евросоюзу в Минске подрывают многочисленные примеры политики двойных стандартов»
Тем не менее, несмотря на разный уровень отношений с Евросоюзом, восточноевропейские и южнокавказские страны-участницы «Восточного партнерства» объективно заинтересованы в развитии сотрудничества не только с ЕС, но и друг с другом. Регулярные контакты и проектная работа в рамках «Восточного партнерства» способствуют более интенсивному и разнообразному внутрирегиональному сотрудничеству. В то же время геополитическое напряжение между Россией и Западом «разрывает» регион, так как страны по-разному видят свои интересы и выстраивают отношения с центрами силы.
Эскалация геополитического напряжения между Россией и Западом также оказывает негативное влияние на скорость и результативность реформ в странах «Восточного партнерства». В некоторых из них элиты не решаются на реформы, так как не видят перспектив усиленного экономического роста на фоне региональной нестабильности и взаимных санкционных режимов.
«В результате они избегают несущих множество рисков масштабные реформ и отдают предпочтение менее рискованной в краткосрочной перспективе выжидательной стратегии (muddle through)», — отмечается в докладе.
Что касается конкретно Беларуси, в отношении нее в «Восточном партнерстве» не работает европейский принцип инклюзивности. Страна исключена из многих программ, ее голос не учитывается в некоторых важных для региона дискуссиях.
«Доверие к Евросоюзу в Минске подрывают многочисленные примеры политики двойных стандартов (по крайней мере, воспринимаемые таковыми представителями власти и общества Беларуси), — считают эксперты. — Политика ЕС по вовлечению (engagement) Беларуси фактически оказалась декларативной. Стабильно и понятно работающие механизмы вовлечения отсутствуют. „Дорожная карта“ сотрудничества носит, скорее, общеполитический (неконкретный) характер. Отсутствие конкретизированных перспектив улучшения отношений снижает интерес к европейскому вектору среди белорусских элит».
Еще одна проблема, которая мешает более тесному вовлечению Беларуси в проект, — слабое информационное сопровождение. Даже в заинтересованных кругах (органы госуправления и местного самоуправления, экспертное сообщество, НГО) наблюдается дефицит в понимании возможностей и механизмов работы в рамках инициативы. Не удивительно, что, как показывают исследования, в Беларуси проект ЕС воспринимается с наибольшим пессимизмом среди всех стран-партнеров.
Но при этом, как считают аналитики, есть и положительный момент: де-факто отношения Беларуси с Евросоюзом идут с опережением политических документов: «На практике происходит концентрация на „решаемых“ вопросах».
«Развитие „Восточного партнерства“ будет идти на фоне ухудшения отношений ЕС с Россией и улучшения с Беларусью»
Эксперты предполагают, что дальнейшее развитие событий в регионе «Восточного партнерства» может пойти по 4-м наиболее вероятным сценариям. Все они так или иначе строятся на отношениях ЕС с Россией: все будет зависеть от того, улучшаются эти отношения или ухудшаются. От этого будет «плясать» и развитие отношений ЕС — Беларусь.
Сценарий 1. «Прагматичный идеализм»: улучшение отношений с Россией, но без снятия санкций и признания аннексии Крыма.
В рамках этого сценария Евросоюз будет продолжать придерживаться принципа продвижения демократии и прав человека в своем соседстве, несмотря на изменения, произошедшие в регионе и внутри самого ЕС.
«При этом сценарий предполагает постепенный выход из конфронтационной спирали в отношениях с Россией, что, впрочем, не означает полного снятия санкций и признания аннексии Крыма. Евросоюз будет лишь проводить более прагматичную политику в выстраивании своих отношений с Россией, уклоняясь от конфронтации и сотрудничая в сфере пересечения совместных интересов. Такой подход должен удовлетворить как европейский бизнес, так и главного стратегического союзника — Вашингтон», — считают эксперты.
Для «Восточного партнерства» такой сценарий будет означать, в целом, продолжение предыдущей тенденции.
Сценарий 2. «Холодная война 2.0»: Усиление ценностной политики Евросоюза при ухудшении отношений с Россией.
Такой сценарий похож на формат отношений между Западом и СССР в эпоху «холодной войны». При таком развитии событий регион «Восточного партнерства» превращается в территорию столкновения интересов России и ЕС, что чревато ростом конфликтогенности в европейском масштабе и дестабилизацией ситуации в странах «Восточного партнерства».
«Для Беларуси такой сценарий будет означать повышение рисков взаимодействия с Евросоюзом и стагнацию процесса нормализации отношений с Западом в целом. Союзнические отношения с Россией будут оставаться приоритетом, и необходимо будет учитывать ее позицию и опасения в принятии внешнеполитических решений. В таких условиях нынешний уровень сотрудничества Беларуси с Евросоюзом, в том числе в рамках „Восточного партнерства“, представляется максимально возможным», — отмечают аналитики.
Сценарий 3. «Безопасность превыше всего»: Прагматизация внешней политики Евросоюза на фоне улучшения отношений с Россией.
Этот сценарий предполагает, что внутренняя динамика Европейского союза и международная ситуация (в первую очередь в сфере безопасности) вынудят Брюссель к проведению более прагматичной политики как по отношению к своему непосредственному соседству, так и по отношению к России. В случае развертывания такого сценария произойдет резкая диверсификация внутри «Восточного партнерства»: ЕС будет постепенно отказываться от универсального подхода в пользу индивидуальных политик относительно каждой из шести стран-партнеров, фокусируясь на совместных интересах в конкретных областях сотрудничества. Такое положение вещей фактически приведет к растворению программы «Восточное партнерство» в Европейской политике соседства, либо во внешней политике ЕС вообще.
«Для Беларуси такой сценарий снимает напряжение в отношениях с Брюсселем, возникавшее из-за политики обусловленности и двойных стандартов со стороны ЕС. С другой стороны, отпадает необходимость учитывать и компенсировать возможные риски, исходящие от российско-европейского противостояния. Этот сценарий открывает возможность как для полноценной нормализации отношений с ЕС и подписания базового двустороннего соглашения, так и для осуществления проектов в тех сферах, где присутствует взаимный интерес Минска и Брюсселя (безопасность границ, борьба с незаконным трафиком, охрана окружающей среды, развитие транзитной инфраструктуры и т.д.)», — говорится в докладе.
Сценарий 4. «Буферизация региона». Прагматизация внешней политики ЕС при продолжении ухудшения отношений с Россией.
Четвертый сценарий отчасти похож на сценарий новой «холодной войны», так как предполагает дальнейшее ухудшение отношений ЕС с Россией. Однако важным отличием здесь является отказ ЕС от приоритетности ценностного подхода и ориентира на продвижение демократии в регионе в пользу более прагматичной внешней политики по отношению к своим непосредственным соседям. Для «Восточного партнерства» такой сценарий будет вести, главным образом, к переносу фокуса внимания ЕС на проблемы безопасности и стабилизацию соседства.
Применительно к восточноевропейским соседям ЕС это фактически будет означать построение Евросоюзом «буферной зоны» между своей территорией и Россией.
В случае Беларуси сценарий будет предполагать дальнейшую постепенную нормализацию отношений с Брюсселем и построение взаимовыгодных прагматичных отношений, основанных, прежде всего, на торгово-экономической сфере, а также на транзите.
Но при таком сценарии Евросоюз будет избегать дискуссий о дальнейшей интеграции стран-партнеров с ЕС, так как это может спровоцировать активные действия со стороны России (пример Украины), что в итоге будет означать дестабилизацию европейского соседства и ухудшение ситуации в сфере безопасности на границах ЕС.
Этот сценарий по мнению экспертов является наиболее вероятным. Одним из признаков того, что Евросоюз выберет именно его, как ни странно, является сегодняшняя нормализация отношений с Беларусью несмотря на отсутствие желаемого Брюсселем прогресса в вопросах прав человека и демократизации.
«Есть еще несколько основных индикаторов того, что развитие „Восточного партнерства“ будет идти по 4-му сценарию: смещение акцентов в рамках Европейской политики соседства с продвижения ценностей на „стабилизацию“ соседства и „диверсификацию“, продолжение, усиление в ЕС риторики, касающейся вопросов безопасности во внешней политике, продолжение санкций ЕС в отношении России, усиление контр-мер ЕС в области информационного и пропагандистского противостояния с Россией», — отмечается в докладе.
Беларуси необходимо базовое соглашение с Евросоюзом
По оценке аналитиков, и Беларусь, и Европейский союз объективно заинтересованы в том, чтобы Минск из третьей группы «Восточного партнерства» (страны без базового соглашения с ЕС) перешел во вторую, догнав по уровню отношений с ЕС Армению и Азербайджан. Для чего важно начать переговоры о базовом соглашении о партнерстве и сотрудничестве или соглашении нового типа по примеру Казахстана и Армении без дополнительных предварительных условий.
«Это повысит общий уровень взаимного доверия между Минском и европейскими столицами, придаст отношениям большую предсказуемость и осязаемые перспективы, позволит расширить взаимодействие, а также трансфер лучших практик и европейских стандартов. К тому же, это позитивно скажется на развитии всего „Восточного партнерства“, так как сделает инициативу более целостной и создаст дополнительные предпосылки для развития сотрудничества в политической и экономической сферах», — заключили эксперты.