"Вы очень близко, но граница отнимает много времени". Глава польского региона о работе с Беларусью

Источник материала:  
05.09.2017 10:55 — Новости Экономики

«Беларусь для нас — стратегический партнер», — говорит маршалек Люблинского воеводства Славомир Сосновский. И дело не только в вежливости перед группой белорусских журналистов и экспертов. Трансграничное сотрудничество набирает обороты и позволяет привлекать серьезные европейские инвестиции. Один водный путь Е40 с общими инвестициями около 12 млрд евро чего стоит — проект восстановления речного судоходства из Балтийского моря в Черное еще прорабатывается, но уже имеет и горячих сторонников, и ярых противников. А есть еще торговое сотрудничество, культура и растущее число белорусских студентов, что особенно важно на фоне оттока польских.


Здания Администрации маршалека Люблинского воеводства и Центра встречи культур смотрятся единым ансамблем: стекло, бетон, сады на крыше. Фото: TUT.BY

Непростая граница

Администрация маршалека Люблинского воеводства мало похожа на наш облисполком. Здание типа бетон-стекло-дерево, наклейки на дверях о том, что здесь среда, дружелюбная для пожилых людей и детей, тут же — фотовыставка и детский уголок с игрушками-раскрасками, отличный бесплатный wifi.

Сосновский заверяет, что рад и большим и малым с проектам с соседями, но первым называет самый крупный, вызывающий сейчас большие дискуссии, особенно с белорусской стороны границы. Водный путь Е40 способен объединить еще больше Беларусь, Украину и Польшу, уверены в Администрации. «Если он будет реализован, наше экономическое сотрудничество резко возрастет», подчеркивает маршалек. Он отмечает, что Польша, в частности Люблинское воеводство, уже разработала техническую документацию этого пути и ждет одобрения правительства.


В здании Администрации маршалека Люблинского воеводства. Фото: TUT.BY

«Наши политики высокого ранга и депутаты очень гордятся этим проектом», — говорит маршалек.

На вопрос, есть ли претензии со стороны польских экологов, Сосновский категорически отвечает: «Нет. Нет таких претензий. Было три варианта этого водного пути, чтобы избежать таких вопросов был выбран тот, который максимально безопасен с точки зрения экологии. Он будет гораздо ниже входить в Буг, выше реки Вепш».

Путь протяженностью более 2000 километров, соединяющий порты Гданьска и Херсона по Висле, Западному Бугу, Припяти и Днепру сейчас судоходен на отдельных участках. А после углубления русла и создания инженерной инфраструктуры он сможет пропускать суда большой тоннажности. Потенциальный объем — до 4 млн тонн грузов в год.

«Я говорю, что мне все нравится в нашем сотрудничестве, но если бы спросили, чем я не доволен, тут тоже есть о чем сказать. Мне, как и многим жителям воеводства не нравится ситуация, которая у нас сложилась на границе. Эти сложности, которые приходится преодолевать, чтобы попасть в Брест или во Львов, беспокоят. Казалось бы, это очень близко, но именно граница отнимает очень много времени. А время сейчас очень ценно. И каждая потерянная на границе минута тоже», — подчеркивает Сосновский.


Славомир Сосновский. Фото: TUT.BY

Он отмечает, что здесь готовы делать все, чтобы облегчить проблему и приблизить безвизовые времена. А один из важных шагов в этом направлении — малое приграничное движение. «Когда к нам в воеводство приезжают политики высокого ранга из Варшавы, мы всегда поднимаем этот вопрос. Но решение об этом принимается не на нашем уровне», — разводит руками маршалек, отмечая, что насколько ему известно, белорусская сторона об этом молчит.

О натуральных продуктах и невысоких зарплатах

«Очень важными событиями для нас всегда становятся встречи с предпринимателями — и белорусскими, и украинскими», — заверяет Славомир Сосновский, особо отмечая сотрудничество в области сельского хозяйства и новых технологий в этой сфере. Люблинскому воеводству тут есть чем похвастаться — оно обеспечивает более 80% национального производства хмеля, 75% — малины, 43% табака и треть смородины.

Традиционно крупным покупателем сельхозпродуктов, яблок и ягод, была Россия, но Сосновский заверяет, что введенные ею санкции не стали серьезной проблемой: «Нашли новые контакты, новых партнеров — структура экспорта даже улучшилась. Наверное, настало время оторваться от пуповины».

Среди ключевых отраслей в регионе — автомобильная, машиностроительная и авиастроительная промышленность (это и ведущие производители сельхозтехники в Польше Sipma и Ursus, и Swidnik, сотрудничающий с Boeing и крупными вертолетными корпорациями), мебель и деревообработка (в том числе известный в Беларуси Black Red White).

В том, что с белорусской стороны партнерами часто выступают государственные структуры, по оценке Администрации воеводства проблем не создает. «Возможно, сложности есть в обмене информацией, в начачале сотрудничества, но бизнесмены наши говорят, что с белорусскими государственными предприятиями бизнес стабильнее, чем с Украиной. Очень важны налоговые вопросы. Если по Украины вопросы с возвратом НДС бывают, меня иногда просят вмешаться и помочь, то на Беларусь таких жалоб не поступает. Но надо сказать, что ситуация в Украине стабилизируется, там идут серьезные перемены и туда идет очень серьезный западный капитал», — отмечает Славомир Сосновский.

Основные экспортные партнеры Люблинского воеводства — Германия и Великобритания, но у соседям отношение все-таки особенное. «Как человек в возрасте сильно за 50… Или скажем честно — немного за 60, — улыбается Сосновский, которому 60 как раз исполнилось в нынешнем году, — не могу не замечать, что продукты, которые делали наши бабушки, сильно отличались от того, что производят сейчас современные высокотехнологичные предприятия. Глубокой переработки требует экономическая конкуренция, это нужно, чтобы быть эффективным, снижать себестоимость, удерживаться на рынке. Но у вас, и в Беларуси, и на Украине, еще остались настоящие, натуральные продукты, до которых не добрались новые технологии. И они на вкус не „пластиковые“, а настоящие, вкус которых мы помним», — нахваливает маршалек.

Население воеводства — около 2 млн человек, 350 тысяч живет в Люблне, из них 70 тысяч — студенты, рассказывает представитель экономического департамента Магда Осияк, отмечая очень хорошую возрастную структуру в регионе. «Много молодежи — активно развивается аутсорсинг услуг в том числе в ИТ-сфере, безработица снижается и уже ниже 10%», — отмечает она.

Среди преимуществ Люблинского воеводства, восточной границы ЕС, и транспортные коридоры, и особые экономические зоны — научно-технологические и промышленные парки, и низкие цены на жилье и офисную недвижимость (аренда офиса 10−12 евро метр). «Но зарплата — это пока не то, чем мы гордимся, признается представитель Администрации. — Она ниже по сравнению с Центральной и Западной Польшей — 3700 злотых (в среднем по воеводству, это чуть больше 1000 долларов) «грязными».

Но перспективы, отмечают местные власти, в образовании — в Люблине девять университетов, а всего в регионе их 18, здесь учится 6,5 тысяч студентов из-за границы. Люблин вышел на второе место в стране после Варшавы по числу студентов-иностранцев.


Среди белорусов самым популярным вузом в Польше называет Высшую школу в Бяла-Подляске. Но и до Люблина доезжают. К примеру, в университете Марии Склодовской-Кюри учится 150 наших соотечественников.

←Из-за долгов столичную "Журавинку" выставили на продажу за 9 миллионов долларов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика