"Прозрачность не всем нравится". Пять причин, которые тормозят торговлю товарами на бирже
Доля биржевого товарного рынка в общем объеме торговли в Беларуси пока еще невелика. Например, сухого обезжиренного молока продается через биржу лишь около 10%, черных металлов и изделий из них — 25%. И лишь по экспорту круглых лесоматериалов на биржевой сегмент приходится более 90% продаж. Что же мешает развитию биржевой торговли товарами в Беларуси и почему этот чисто рыночный инструмент не в полной мере используется представителями белорусского бизнеса? TUT.BY выявил 5 сдерживающих факторов, из-за которых торговля на бирже до сих пор не стала мейнстримом.
Прозрачность сделок и инертность мышления
Пожалуй, самым очевидным фактором, сдерживающим развитие биржевой торговли товарами в Беларуси, является нежелание руководителей белорусских компаний осваивать новые схемы работы. Прикрываясь отговоркой «меня и так все устраивает», они продолжают действовать по старинке, даже если упущенная выгода обходится им «в копеечку». По данным «Белорусской универсальной товарной биржи» (БУТБ), с начала года белорусские субъекты хозяйствования получили почти 90 млн рублей дополнительной выручки и экономии за счет участия в биржевых торгах.
На первый взгляд традиционная схема купли-продажи товара кажется более простой и выгодной: не нужно проходить аккредитацию на бирже, получать электронную цифровую подпись (ЭЦП), разбираться в во всех нюансах биржевой торговли и при этом еще платить биржевой сбор.
Впрочем, аккредитация на бирже бесплатная и занимает всего пару дней при условии, что у потенциального участника торгов все в порядке с документами. Всегда есть возможность воспользоваться услугами биржевого брокера. В этом случае не нужно платить за ЭЦП, а все сделки будут заключаться профессиональным участником рынка. Что касается биржевого сбора, то он не превышает 0,5% от суммы сделки и оплачивается только по факту ее совершения. То есть, купив или продав товара на 1000 рублей, участник торгов заплатит бирже максимум 5 рублей.
Для сравнения торговля на внебиржевом рынке сопряжена с гораздо большим уровнем риска. Ту же 1000 рублей можно легко потерять, если деловой партнер оказался недобросовестным и либо не заплатил за поставленный товар, либо не смог его своевременно поставить. На бирже все эти моменты строго контролируются, поэтому доля проблемных сделок, как правило, составляет менее 1%.
Таким образом, минимизация рисков и расширение географии торговли являются главными преимуществами биржевого механизма, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса. В отсутствие собственной сбытовой сети они вынуждены, по сути, вслепую «штурмовать» новые рынки и нести все связанные с этим риски. Использование биржевых инструментов могло бы существенно облегчить этот процесс.
«Многие представители белорусского делового сообщества упорно игнорируют биржу и отдают предпочтение „старым проверенным“ схемам. И вопрос здесь, скорее, не в стоимости биржевых услуг, а в нежелании развиваться и пробовать что-то новое. Да и излишняя прозрачность сделок далеко не всем нравится — такая уж у нас традиция ведения бизнеса», — констатирует председатель правления БУТБ Аркадий Саликов.
Конфликт рыночных и нерыночных методов регулирования торговли
Белорусская экономика по-прежнему сохраняет за собой статус переходной. В ситуации, когда часть экономических процессов уже работает по рыночным принципам, а часть нет, естественным образом возникают конфликты.
Для наглядности можно привести пример с экспортом молочной продукции. Так, согласно постановлению Совета Министров от 16 июля 2004 года № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных рынках» молочная продукция включена в перечень товаров, обязательных для реализации на биржевых торгах. На основании этого документа вся произведенная в Беларуси «молочка» должна была поставляться на внешний рынок исключительно через биржу. Однако экспоненциального роста объема и количества биржевых сделок с молочной продукцией не произошло, и сегодня удельный вес биржевой реализации данной группы товаров в общем экспорте Беларуси все еще незначителен. По данным за 2016 год, по сухому обезжиренному молоку это около 10%, по маслу сливочному — 7% и только по казеину удалось выйти на достаточно неплохой показатель — 38%.
Однако пару лет назад во время кризиса в России Минсельхозпрод Беларуси установил индикативные цены на молочную продукцию для нормализации ситуации с ее экспортом. Такой подход очень многих устроил, и продавцы явно не особо желают возвращаться к биржевой схеме продаж. «Для формирования объективных рыночных экспортных цен и получения максимальной экономической выгоды не для отдельного завода, а в целом для страны, реализация основных объемов молочной продукции должна осуществляться на биржевых торгах. К сожалению, логика и общегосударственные интересы не всегда играют определяющую роль при принятии управленческих решений, особенно, когда на кону стоят интересы предприятия или, что еще хуже, собственные», — считает Аркадий Саликов.
Наличие небиржевых товаров
По определению характерными чертами биржевого товара являются: массовый характер производства и потребления, стандартизируемость, однородность, транспортабельность и независимость качественных характеристик от конкретного производителя. Исходя из этого, в данную категорию обычно попадают энергетические товары (нефть, газ, торф), черные и цветные металлы, продукция сельского хозяйства, промышленное сырье и т.д. Реализация таких товаров посредством биржевых торгов позволяет сформировать объективную рыночную цену на основании имеющегося в настоящий момент спроса и предложения. При этом биржевые котировки, как правило, берутся за основу при определении цен на внебиржевом рынке.
Это общемировая практика, которой в целом придерживается и Беларусь, но с некоторыми исключениями. Например, такая классическая биржевая группа товаров, как нефтепродукты, продается не на бирже, а на Единой торговой площадке концерна «Белнефтехим». Нельзя приобрести на бирже и калийные удобрения, газ и электроэнергию, хотя по своим признакам одни идеально попадают в категорию биржевых.
— В активно обсуждаемых сегодня по инициативе Евразийской экономической комиссии вопросах интеграции рынков перечисленных активов одна из ведущих ролей отводится товарным биржам. Учитывая объемы экспорта и внутреннего потребления этих товаров, можно представить, насколько увеличилась бы эффективность торговых операций белорусских субъектов хозяйствования, — говорит глава БУТБ. — Так что потенциал для расширения номенклатуры биржевых товаров еще далеко не исчерпан, и в первую очередь это касается торгов промышленными и потребительскими товарами. Ведь по большому счету в рамках этой товарной категории может торговаться все что угодно — от набора канцелярских принадлежностей до сложнейшего оборудования для Белорусской АЭС. Поэтому на основании запросов участников торгов в биржевой оборот постоянно вводятся новые востребованные позиции.
Отсутствие эффективной системы взаиморасчетов
Четвертая причина — отсутствие нормативно-правовой базы для создания полноценной клиринговой системы. Она нужна для контроля исполнения обязательств по биржевым сделкам. Проще говоря, биржа следит за тем, чтобы покупатель своевременно получил товар нужного качества и в нужном количестве, а продавец — оплату за него в полном объеме и в установленные сроки. Реализуется эта контрольная функция посредством механизма клиринга, когда все взаиморасчеты по сделкам осуществляются через специальный клиринговый центр. Он может быть организован в виде структурного подразделения биржи или же самостоятельной компании, работающей по договору с биржей.
Клиринговые центры функционируют при большинстве зарубежных бирж. В Беларуси клиринговая деятельность законодательно определена только на фондовом и валютном рынках. А ведь проблемы неплатежей и просроченной дебиторской задолженности актуальны прежде всего для товарного рынка. Как правило, именно клиринговая организация обеспечивает гарантии соблюдения биржевых условий контракта на этапе денежных расчетов и поставки реального товара, а также применяет санкции к нарушителям этих условий, отмечают эксперты БУТБ.
Дефицит инструментов торгового финансирования
Торговое финансирование предполагает применение аккредитивов, банковских гарантий, векселей и других финансовых инструментов с целью поддержки импортно-экспортных сделок, совершаемых клиентами биржи. При этом не исключается привлечение ресурсов иностранных кредитно-финансовых организаций.
На практике это означает, что белорусский производитель пиломатериалов мог бы продать партию своей продукции компании-потребителю из Евросоюза на условиях 100%-ой предоплаты, но оплату за поставленный товар произвел бы не покупатель, а, скажем, один из белорусских банков под залог товара или гарантий, выставленных банком покупателя. Таким образом, экспортная сделка совершилась бы даже при отсутствии у импортера собственных средств.
Эксперты БУТБ считают, что использование торгового финансирования также положительно сказалось бы на ситуации с дебиторской задолженностью. В частности, при совершении экспортной сделки с отсрочкой платежа белорусская компания могла бы продать свою дебиторскую задолженность белорусскому или иностранному фактору (банку или факторинговой компании) с определенным дисконтом (10−20% от стоимости требований) и получить оплату за товар, не ожидая, пока она поступит со стороны покупателя. Это помогло бы решить проблему просроченной дебиторской задолженности по сделкам и повысило бы оборачиваемость активов отечественных экспортеров.
Однако для полноценной реализации возможностей торгового финансирования необходима поддержка со стороны банковского сектора. К сожалению, пока ни белорусские, ни иностранные кредитно-финансовые учреждения интерес к сотрудничеству с биржей в данной области не проявляют. Среди вероятных причин — нежелание банков брать на себя внешнеторговые риски и недостаточная популярность инструмента торгового финансирования среди белорусских компаний. «Впрочем, есть надежда, что на фоне восстановления роста экономики Беларуси и улучшения ситуации на внешних рынках сфера применения торгового финансирования будет расширяться и у участников биржевых торгов появится больше возможностей для совершения трансграничных биржевых сделок», — резюмирует Аркадий Саликов.