Семь миллиардов рублей за четыре года: машиностроение "запрограммировали" на рост
На финансирование Государственной программы развития машиностроительного комплекса на 2017 — 2020 годы, утвержденной постановлением Совмина № 588 от 7 августа, планируется направить 7,261 млрд рублей.
Пока машиностроители имеют бизнес-планы по инвестпроектам на 4,866 млрд рублей. Под эти средства в программе расписаны ресурсы: собственные средства организаций составят 705,7 млн рублей, кредиты банков — 3,339 млрд рублей, средства республиканского бюджета — 775,3 млн рублей.
Разработчики программы констатируют, что «белорусское машиностроение не утратило сложившейся специализации и развитого потенциала, что позволяет ему в целом успешно конкурировать на традиционных рынках». При этом обращается внимание на то, что износ основных средств в машиностроении составляет в среднем 40,9%, в том числе активной части — 47,8%.
«Устойчивое развитие машиностроения требует больших удельных затрат по сравнению с другими отраслями промышленности и целевого патронирования со стороны государства, в том числе на основе создания общенациональной системы мониторинга и технологического предвидения как условий определения приоритетов и достижения стратегических перспектив машиностроительной отрасли», — отмечено в программе.
Ожидаемые результаты расписаны по секторам. В частности, по металлургическому производству кроме роста экспорта и увеличения доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции, оговорено наращивание объемов выплавки металла до 3 млн тонн, создание производств по выпуску холоднодеформированной арматуры и изделий из нее и др. Развитие производства машин и оборудования предусматривает освоение серийного выпуска новой сельхозтехники, создание производств мостов повышенной грузоподъемности, новых кабин для грузовиков, тормозных систем и двигателей. В подсекции транспортных средств ставка делается в том числе на освоение производства легковых автомобилей, микроавтобусов, малотоннажных грузовиков.
Разработчики программы также расписали ускоряющие и замедляющие факторы развития машиностроения. К первым отнесли, к примеру, деловую репутацию, имеющиеся кооперационные связи, проведенную модернизацию, доступ к преференциальному финансовому механизму (поддержка экспорта и т.п.). Тормозит отрасль недостаточный уровень конкурентоспособности, низкая рентабельность, дефицит собственных средств, низкая производительность труда из-за избытка рабочей силой, недостаточный уровень технического обслуживания и послепродажного сервиса.
Планируется, что реализация программы позволит к 2020 году увеличить экспорт на 70%, валовую добавленную стоимость — на 69%, рентабельность продаж составит 7−9%, затраты на производство и реализацию товаров и услуг будут снижаться не менее чем на 1% в год.