Глава совета нодов о том, что такое блокчейн по-белорусски: он локальный, не глобальный
Использование в Беларуси технологии блокчейн подразумевает, что основными удостоверяющими центрами будут три компании: Нацбанк, Белорусская валютно-фондовая биржа и ЕРИП, заявил председатель правления ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» Андрей Аухименя во время онлайн-конференции на сайте Белтелерадиокомпании.
«Это повышает стабильность нашей системы. Отечественный блокчейн локальный, не глобальный. Создан с целью обезопасить участников этой цепочки. У нас есть определенные требования по криптозащите, которые установлены оперативно-аналитическим центром при президенте. Мы не можем нарушить эти требования. То, что было установлено этим центром, было использовано при разработке этого блокчейна, который запущен», — пояснил Аухименя.
Дальше, продолжал он, на эту цепочку можно навешивать прикладные приложения и прикладные задачи. «Одна из прикладных задач — то, что сделал Национальный банк, — это реестр гарантий. Она уже запущена. Сейчас мы работаем над второй прикладной задачей — это реестр сделок с ценными бумагами. Этим уже напрямую занимается наша биржа», — сказал глава БВФБ.
Аухименя также рассказал, что создан Совет нодов — удостоверяющих центров, и он стал его главой. «Мы собираем Советы и принимаем решения, кого еще подключить к блокчейну. Например, может быть надо разработать новое приложение к этому блокчейну, улучшить саму конфигурацию цепочки. У нас в Совет входят разработчики блокчейна, разработчики клиентских приложений», — пояснил он.
Глава БВФБ отметил, что Совет обратился к сообществу, к банкам, финансовым организациям с приглашением «приходить в Совет нодов, становиться удостоверяющими центрами, расширять стабильность и повышать использование всей системы блокчейнов в Беларуси».
В использовании технологии он призвал видеть рациональное зерно. «Это либо экономический эффект, либо эффект снижения риска и функционирования всей системы. Например, на московской бирже на примере блокчейна реализовано голосование акционеров, тех эмитентов, которые они обслуживают. То есть для того, чтобы проголосовать, можно не ехать из Лепеля в Минск, или из Рогачева или Кричева, а, сидя дома, на диване, смотреть телевизор, попивать прохладительный напиток, и проголосовать по повестке собрания акционеров, и ваш голос однозначно примет участие в управлении компанией. Этим они улучшают и систему корпоративного управления. В Эстонии, например, и в Украине, на блокчейне реализуются определенные административные процедуры. Можно не ходить в БРТИ, а сидя дома, оформить право на участок, на квартиру», — рассказал он.
Реестр сделок с ценными бумагами, который БВФБ сегодня разрабатывает, позволит многим потребителям получать в режиме онлайн полную информацию о сделках, без нагрузки на биржу, в удобном виде. «И понимать, что эта информация достоверна, что там нет операционных ошибок, что она выверена, что она является определенным звеном в цепочке. Поэтому мы видим большую перспективу в использовании блокчейна, поскольку мы планируем навесить на него на него другие процедуры — регистрацию внебиржевых облигаций, посттрейдинг. Сегодня на блокчейн торговлю не повесишь, потому что мы хотим запустить алготрейдинг — высокочастотную торговлю. А блокчейн, все-таки, — это система, которая не обеспечит быстроту совершения транзакций», — отметил Аухименя.