Организаторы фестиваля стрит-арта, которые меняют Минск: «Бабушки вообще-то на нашей стороне!»
Почему важно делать город комфортным и как преобразится улица Октябрьская, Realt.by рассказали продюсер и куратор международного фестиваля урбан-арта Vulica Brasil Мила Котка и дипломат Данило Теофило Коста.
Данило: Как правило, проекты посольств ограничиваются «готовыми» вещами – концерты, шоу, показы. Впечатления от таких мероприятий краткосрочны. Мне же хотелось сделать что-то перманентное, что изменит привычный уклад минчан надолго, событие, которое вовлечёт жителей и творцов города. Так и родилось желание развивать уличное искусство, которого в Минске до 2014 года фактически не существовало.
Мила: На самом деле, все началось со скромной идеи. Мы хотели пригласить белорусских и бразильских художников, чтобы вместе создать несколько ярких муралов в Минске. Неожиданно «свежая» идея попала в благодатную почву, и всего за несколько месяцев проект приобрел грандиозные масштабы. Первый фестиваль стал настоящим челенджем не только для нас, как для организаторов, но и для «города». Властям надо было придумать, как это все «разрешить», потому что подобных прецедентов в Минске просто не было. Конечно, были трудности, но мы со всем справились.
Мила: Процесс согласования — непростой вопрос. Каждая стена — это отдельный человек со своим характером и историей, планами на будущее или без них. Это всегда треугольник интересов: владелец, город (Мингорисполком) и мы (кураторы и художники).
Чтобы мурал появился, должны сойтись эти три звезды, и, порой, это сложно. От некоторых стен нам пришлось отказаться, но были и приятные неожиданности. Так, к примеру, одной из выбранных стен оказался фасад Национального банка Республики Беларусь. Отказываться от идеи мы не стали, решили попробовать. Итог — концептуальный мурал «Космос» на Кальварийской. Согласитесь, достаточно экспериментально для банка, но все довольны.
Занятно, что собственники зданий боятся муралов больше, чем городские власти. Именно их интересует вопрос «Что же там будет нарисовано?». Вопреки бытующему мнению, с чиновниками у нас все хорошо, до сих пор не возникало вопросов ни по содержанию, ни по цензурированию муралов.
Данило: Наша принципиальная позиция — свобода творчества. Мы не ограничиваем художников, а потому у владельцев зданий есть два варианта: согласиться или нет. Собственник не может цензурировать работы, диктовать свои условия или дорабатывать эскиз художника. Согласен — рисуем, нет — ищем другую стену. Поймите, мы создаем искусство, обновляем ветхие части города. У нас нет коммерческой выгоды, а потому мы не настаиваем на конкретных площадках. В случае отказа мы просто пойдем на соседнюю стену. Куда со временем собственник будет смотреть с завистью, горюя об упущенной возможности.
Мила: Самые сложные муралы — те, что воплощаются на жилых домах. Согласовать рисунок со всеми жителями просто невозможно. В нашей практике есть всего один жилой дом — на Калинина — где находятся два мурала белорусского и бразильского художников. Конечно, мы столкнулись с разными мнениями, однако, превалировал все-таки позитив. Люди с интересом наблюдали за работой мастеров, приглашали на чай. Одной из бабушек мурал и вовсе изменил жизнь. Ходила все время грустная, смотрела, просила, чтобы автор котика нарисовал. А художник возьми да и добавь героине работы маааленькую брошку с котиком — счастью бабушки не было предела.
Данило: большинство бабушек вообще-то на нашей стороне!
В этом году фестиваль урбан-арта Vulica Brasil пройдет в четвертый раз. 18 муралов уже украшают фасады зданий на Октябрьской, Немиге, Кальварийской, Калинина и Энгельса. В копилке фестиваля роспись витражных трамваев, посещение детских домов, выставки и инсталляции.
Мила: От года в год формат фестиваля остается неизменным. Мы верны своей концепции, и главная тематика, конечно, искусство, экология и урбанизм. Однако со временем в проект добавляется что-то новое. Так, фестиваль стрит-арта давно не ограничивается муралами, это арт-интервенции, скульптуры, разностилевое искусство и многое другое.
Большинство наших работ сконцентрировано на одной улице в Минске. Между собой мы называем ее «вулiца Бразил», но пока еще там висит табличка «Кастрычнiцкая». Инфраструктура Октябрьской развита слабо, все-таки это заводская зона. Пусть там и открыто несколько баров и ресторанов, но двигаться точно есть куда. Мы хотим дать этому месту жизнь, сформировать комфортную городскую среду, где приятно проводить время.
Данило: Октябрьская — публичное место, но там совершенно нет объектов удобства: лавочек, садов, газонов, урн. Наша идея — создать комфортное общественное пространство в Минске. Мы хотим, чтобы люди отдыхали в этом месте, проводили свое свободное время, а для этого нужно сделать его удобным и привлекательным. Несмотря на то, что муралы очень сильно влияют на урбанизм, внешний вид города и то, какие людские потоки благодаря искусству в этом городе формируются, этого недостаточно. Чтобы Октябрьская зажила, необходимо добавить объекты инфраструктуры, создать комфортную городскую среду. Именно это и подразумевает под собой проект Vulica Brasil.
Одним из кураторов проекта Vulica Brasil выступает Лоуренсо Жименес — архитектор из бюро FGMF (Сан-Паулу). В апреле 2017 года он приезжал в Минск с серией воркшопов, лекцией и исследовательской программой. С белорусской стороны проект курирует Георгий Заборский — минский архитектор и исследователь, один из создателей креативного кластера МЕ100.
Мила: Все наши секреты сегодня освещать не будем, дабы не сглазить, ведь кое-что уже на стадии согласования. Но скажу, что планы действительно грандиозные. В перспективе планируется создать на Октябрьской общее уличное пространство — удобную пешеходную среду; продлить существующую велодорожку; реализовать энергоэффективное освещение; установить дизайнерскую мебель и обустроить арт-пространства.
Данило: На сегодня у нас есть 12 урбанистических команд, каждая из которых ведет свой проект. Пробная урбан-интервенция была реализована еще в прошлом году — это парклет, созданный на парковке у МЗОРА. Лаунж-зона занимает всего два парковочных места, а эффект невероятный — вместо серого асфальта город получил зеленую зону отдыха. В этом году проект будет доработан: мы установим солнечные батареи для освещения.
Мила: Эту технику я подсмотрела как раз в Сан-Паулу. Так называемые урбан-парки — маленькие придорожные зеленые зоны, чтобы у человека была возможность отдохнуть, даже если у него нет денег идти, скажем, в кафе. Публичное пространство, не принадлежащее никакому кафе, — это место, где человек может просто отдохнуть.
«Идеальный небоскреб» — еще один прекрасный пример, уже реализуемый в Минске. Проект на финальной стадии, остались буквально последние штрихи, и небоскреб заработает в полную силу. Это маленький оазис в шумном мегаполисе, место, где любой может отдохнуть от городской суеты совершенно свободно и, главное, бесплатно.
Мила: И это только начало. В планах еще более амбициозные и яркие проекты, среди которых есть даже пляж VulicaBrasil или рельсовая мебель. О точных датах реализации никто, конечно, не скажет. Для того чтобы проект осуществился, нужны и финансовые, и человеческие ресурсы. Тот же «Идеальный небоскреб» мы планировали запустить еще в прошлом году, но возможность появилась лишь сейчас. Постепенно вопросы закрываются, а проекты воплощаются в жизнь. Уверена, у нас все получится!
Фестиваль Vulica Brasil 2017 стартует 17 августа и продлится до 3 сентября. На днях в сети появится точная программа мероприятия. Если вы хотите стать частью проекта — добро пожаловать в команду. К участию приглашаются таланты в любых областях. О новостях проекта читайте на страницах Realt.by.