Санкционные качели: Россия больше не любит белорусскую сгущенку
Пока белорусы спорят, какая сгущенка лучше — рогачевская или глубокская, россияне, похоже, решили для себя этот вопрос: с 21 июня Россельхознадзор ввел ограничения на поставки с Глубокского комбината. Эксперты считают, что ситуация с поставками белорусских товаров в Россию дошла до абсурда.
Мясо да, молоко нет
Строго говоря, от новых санкций россиян пострадала не только глубокская сгущенка. По данным Россельхознадзора, в связи с нарушениями ветеринарно-санитарных требований ЕАЭС с 22 июня временно ограничиваюся поставки в Россию продукции, произведенной ОАО «Лунинецкий молочный завод» и ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» Браславский филиал».
На этот раз россиянам не угодила белорусская молочка, зато «санкционные качели» качнулись в пользу мясного производства. Со вчерашнего дня, с 21 июня, отменены временные ограничения на поставки в Россию говядины и говяжьих субпродуктов с ОАО «Столбцовский мясоконсервный комбинат», ОАО «Минский мясокомбинат», ОАО «Слуцкий мясокомбинат» и ЗАО «Агрокомбинат Несвижский».
Россельхознадзор ранее сообщал о приостановке работы десяти белорусских предприятий при поставках мяса в Россию.
Справка БДГ
Ранее Россельхознадзор заявил о продолжающемся выявлении случаев поступления в Россию из Беларуси животноводческой продукции с нарушением ветеринарно-санитарных требований и норм Евразийского экономического союза и РФ, которые приобрели систематический характер.
Ветеринарная и санитарная службы Минской области провели проверки и обнаружили, что продукция, предназначенная для российских компаний, отгружалась с нарушениями условий производства и реализации. В результате ветслужба запретила поставки говядины и говяжьих субпродуктов с нескольких предприятий области по причине нарушения требований Евразийского экономического союза и РФ.
Борьба с клубникой, яблоками и говядиной
С начала месяца на белорусско-российской границе были остановлены около 7,6 т говядины, 2,9 т мясосырья, 1,4 тонны фруктов и овощей, 6 т фруктов и ягод, 4 т клубники, 5,7 т овощей, 1 т лука, 58 т яблок, 5,1 т картофеля, 10 т огурцов, 18 т помидоров, 20 т моркови, 40 т сухого молока, 1 т свинины, 40 т сыра, 16 т молока.
Причинами блокирования стали нарушения в транспортировке товаров, отсутствие фитосанитарных сертификатов и других документов. Бумаги по некоторым из них совершенно не совпадали с реальными продуктами: вместо картофеля везли томаты, кроме того, по документам одних предприятий пытались поставить продукцию других.
Большинство товаров после того, как они не смогли попасть на территорию Россию, вернули в Беларусь (кстати, Россельхознадзор сменил для маркировки возращенного мяса зеленку на синьку, неужели, первая стиралась?). Однако 222 тонны яблок все же раздавили, под колеса пошли и 18 т томатов.
Некоторых из водителей машин, на которых перевозилась продукция, которая показалась российской стороной санкционной, оштрафовали.
За май представители Россельхознадзора посетили 13 предприятий по переработке молока, мяса и рыбы. Минсельхозпрод сообщал о том, что подготовил ответы на замечания Россельхознадзора еще по результатам предыдущей проверки белорусских предприятий российскими специалистами. В апреле этого года инспекция ряда белорусских предприятий длилась 9 дней, результатом ее оказалось снятие ранее установленных ограничений на поставки продукции двух компаний.
Ситуация в ЕАЭС дошла до абсурда
На прошлой неделе «Россельхознадзор» вновь обвинил белорусских производителей молочной продукции в мошенничестве: в ведомстве заявили, что «Бабушкина крынка» поставляет молоко, которое произведено на другом предприятии.
«Это яркий, концентрированный пример того, что любые барьеры, попытки соревноваться в том, кто у кого, что найдет что-то. Нетарифные барьеры, которые применяет Россия, и мы не чураемся подобных методов, они не нужны», — сказал по этому поводу экономист Антон Болточко.
Он считает, что будут найдены способы их обойти, в том числе и с помощью новых марок. «Мы в союзе, в том числе в Евразийском экономическом союзе, давайте, ребята, свободное движение товаров... Вы боитесь белорусского молока?» — спросил экономист в эфире Primus.
Если бы реализовывался принцип свободного движения между странами, не было бы подобных случаев, подчеркнул Болточко. «Это все доходит до абсурда. Экономического в союзе становится все меньше, политического все больше. Если бы экономического было больше, то мы бы не задавались вопросом: как обдурить своего соседа, мы бы думали, как поднять качество продукции. Это превращается уже в какую-то игру, кто кого быстрее и качественнее обвинит в контрабанде и т. д.», — добавил эксперт.
«Это переходит в разряд юмора», — считает Антон Болточко. Он напомнил про «белорусские» помидоры, мидии, ананасы, которые попадают в Россию через Беларусь.