Опасный разворот. Рудый рассказал, почему инвестиции потекли из Беларуси, и как их вернуть
С 2015 года различные показатели прямых иностранных инвестиций демонстрируют их отток из Беларуси. Опасную тенденцию анализирует в статье в очередном «Банковском вестнике» экс-помощник президента, доктор экономических наук Кирилл Рудый, отмечая, что для обратного инвестиционного разворота прямых иностранных инвестиций в сторону Беларуси нужно радикально менять инвестклимат. Рудый предлагает пошагово реализовать новую инвестиционную политику, разобравшись со всеми узкими местами, из-за которых сейчас страна оказалась на обочине.
Анализируя долгосрочный тренд сокращения притока прямых иностранных инвестиций на чистой основе, Рудый отмечает, что с 2015 года в Беларуси стало больше закрываться, чем открываться, организаций с иностранным капиталом. При этом количество организаций с иностранными инвестициями в первом квартале 2016 года по сравнению с 2015 годом сократилось во всех регионах Беларуси, что говорит о наличии системных причин, отмечает он.
Беларусь традиционно интересна довольно узкому кругу инвесторов: в 2015 году 54,8% всех прямых иностранных инвестиций пришло через Россию и Кипр. Отмечается и высокая концентрация сложений у нескольких инвесторах: за 2011−2015 годы на пять крупнейших иностранных инвесторов (в том числе Кроноспан, Хайнекен, Штадлер) пришлось 40% вложений иностранного капитала в уставные фонды.
Ограничены и инструменты инвестирования. В частности, автор отмечает, что доля вложений в уставные фонды мизерна — их доля в структуре инвестиций на 1 апреля 2016 года составляла всего 2%. Долговые инструменты, которые потребуют в будущем возврата капиталов, составили 57%. На реинвестирование прибыли пришелся 41% всех прямых иностранных инвестиций, а это не приток новой валюты в страну, а оборот доходов, полученных в основном внутри страны, подчеркивает Рудый.
Прямые иностранные инвестиции приходили в Беларусь в основном без прямого участия государства в уставных фондах и регистрировались как организации без ведомственной подчиненности. В 2015 году на организации с иностранным капиталом без ведомственной подчиненности пришлось 93,7% всех прямых иностранных инвестиций и 99,9% вкладов в уставные фонды в СП и ИП. «Это доказывает, что органы государственного управления не могут директивно влиять на иностранных инвесторов в Беларуси», — отмечает автор.
Среди причин формирующегося оттока прямых иностранных инвестиций из Беларуси главной он называет падение платежеспособного спроса в стране. «Падение производства, ВВП, реальных доходов населения и платежеспособного спроса является основным фактором, повлиявшим на настроения инвесторов. По итогам опроса 46 иностранных организаций 33 из них назвали главным барьером для инвестирования в Беларусь падение платежеспособного спроса», — пишет Рудый. В 2015 году реальные доходы упали на 5,9%, потребление — на 3,6%. Кроме того, ухудшение условий для инвестирования можно связать с сокращением производительности труда, которая в целом по белорусской экономике за 2015 год в долларовом эквиваленте упала на 28%.
Проблемой стала необходимость возврата иностранными инвесторами внешних займов. В отличие от белорусских государственных предприятий, которые в 2015 году с помощью поддержки государства смогли реструктуризировать свои внешние займы, иностранные организации вынуждены были самостоятельно возвращать кредиты, что привело к сокращению объемов реинвестирования прибыли и оттоку капитала из страны.
Снижение инвестиций произошло также из-за ухудшения финансового состояния организаций с иностранным капиталом в 2014—2015 гг. и сокращения прибыли.
Рудый обращает также внимание на накопленный риск расторжения инвестиционных соглашений. За 2009−2015 гг. в Беларуси было заключено 1844 инвестиционных договора. Из них реализовано — 642 договора, расторгнуто — 663. Основной причиной расторжения стало невыполнение взятых инвестором на себя обязательств, которые оказались обременительными. «С учетом эмпирически высокой вероятности неисполнения и расторжения инвестиционных договоров данный риск является накопительным и достигает критического уровня, влияя на решения новых инвесторов», — предупреждает автор.
«В Беларуси есть культурные особенности, которые в долгосрочном периоде накапливают эффект и становятся барьерами для прямых иностранных инвестиций, — пишет Рудый. — К важнейшим из них относятся ориентация на советское прошлое, на краткосрочный результат. В целом в Беларуси наблюдается потребительское отношение к иностранному инвестору. По причине укоренившейся советской ментальности созданные во времена СССР государственные предприятия сохраняются, не меняя реального собственника, несмотря даже на их акционирование. При этом риск национализации рассматривается как возможность восстановить „народную“ справедливость. Ограниченная мобильность прежде всего старших поколений вытекает из таких черт, как ориентация на советское прошлое, патернализм и коллективизм. Это ведет к ментальной изоляции, провинциальности, барьеру к культурной диффузии, формированию странного мировоззрения фантазирования и веры в неправдоподобные вещи». Автор предлагает провести в Беларуси продуманную пиар-компанию, направленную на развитие рационального, а не эмоционального отношения к экономической действительности.
Среди проблем он также указывает на накопленный негативный международный имидж. «Санкции, долгосрочная политическая изоляция воспитывают у иностранных инвесторов предвзятое отношение к Беларуси, часто не столько рационально-экономическое, сколько эмоциональную неприязнь. Регулярные инвестиционные форумы по популяризации белорусского инвестиционного климата порой несопоставимы с одной или несколькими публикациями в бизнес-изданиях», — предупреждает Кирилл Рудый. В качестве примера он указывает международный бестселлер Алека Росса (помощника Хиллари). Беларусь приводится как пример инвестиционной непривлекательности и неразвитости сферы информационно-коммуникационных технологий и противопоставляется Эстонии с ее электронным правительством, открытостью к инновациям.
Экс-помощник президента обращает внимание на проблему усиления силового давления на экономику в 2015 году, отмечая увеличение количества дел в суде по административным правонарушениям в экономической сфере до 13 361 с 9792 в 2014-м. Основной вклад в силовом давлении на белорусскую экономику в 2015 году внесли МНС и ГТК.
Традиционно по подавляющему большинству дошедших до суда дел итогом будет наложение взыскания.
При этом вопрос привлечения прямых иностранных инвестиций остается критически важным для Беларуси. В частности, для восстановления и поддержания экономического роста, обеспечения безопасности в валютной, долговой, бюджетной и корпоративной сферах. По оценке НИЭИ Минэкономики, для прироста ВВП за 2016−2020 гг. на 10,1−15% (2−3% в год) необходимо за 5 лет привлечь 9,3−9,6 млрд долларов на чистой основе. Важны инвестиции и для выхода на безопасный уровень ЗВР, и для осуществление недолгового финансирования валютного долга.
«Затяжной экономический кризис в Беларуси, выражающийся в падении ВВП и реальных доходов, не может не иметь социальных последствий. По имеющимся оценкам, рост безработицы на 1% приводит к росту самоубийств на 1,3%. С учетом долговой и бюджетной ограниченности иных вариантов, кроме как открытие экономики для ПИИ, для сохранения социально-экономической стабильности не просматривается», — предупреждает Рудый.
В качестве основного предложения для проведения обратного инвестиционного разворота ПИИ в сторону Беларуси может стать изменение инвестиционного климата, который включает в себя уже не столько социально-экономические элементы, сколько институциональные, отмечает он.
Рудый предлагает активизировать работу Совета по привлечению инвестиций при премьер-министре с трансформацией Национального агентства по приватизации и инвестициям (с ее переподчинением главе правительства) в основное окно и электронный портал для инвесторов. Важно также повысить мотивацию госслужащих в работе с иностранными инвесторами и в целом изменить формат государственной службы с переходом на предоставление госуслуг.
Важным пунктом должна стать правовая защита иностранных инвесторов. Предлагается, в частности, введение пятилетнего моратория на проверки организаций с иностранным капиталом, которые инвестировали в уставный фонд, а также формирование стандартного инвестдоговора, исключив социальные и иные некоммерческие обязательства с правительственной гарантией прав собственности инвестора. «Гармонизация национального законодательства с наиболее привлекательными в мире инвестиционными центрами, использование британского права при инвестиционных спорах, исключение риска национализации. Особый порядок приватизации градообразующих и монопольных организаций (например, вывод их на IPO), единый упрощенный плановый порядок малой приватизации. Вовлечение свободных производственных и сельхозплощадей в оборот», — пишет автор.
Рудый также обращает внимание на необходимость снижения издержек иностранных инвесторов: сокращение валютных ограничений, использование инвесторами международных стандартов финансовой отчетности, упрощение доступа к земельным, трудовым, природным, энерго- и иным ресурсам, сокращение регистрационных процедур, неограниченная возможность репатриации прибыли.