Купчина: Права человека должны стать нашей рутинной работой, а не дипломатическим обрядом
Минск принял план по правам человека, в первую очередь, для своего общества и госорганов, но и в мире увидят, что Беларусь — не отсталая страна в правозащитной сфере. Об этом заявила замглавы МИД Елена Купчина, которая 9 декабря участвовала в панельной дискуссии о национальном плане по правам человека и повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
По словам Купчиной, нужно перестать рассматривать высокие международные стандарты прав человека «только как формальные обряды дипломатической работы или прекрасные идеи».
— Соблюдение прав человека ведет к созданию сильных, экономически развитых обществ, в которых царит мир и согласие.
Реализация национального плана действий по правам человека будет долгой и нелегкой, отмечает замминистра.
— Но этот путь будет успешным только, когда в реализации плана будут участвовать все заинтересованные партнеры, независимо от того, какой сектор они представляют — правительственный или неправительственный, парламентарии, международные организации.
После выступления, Купчина пообщалась с журналистами и отметила, что принятие Беларусью такого плана — это, в первую очередь, сигнал самому белорусскому правительству и обществу:
— Мы его в реальности принимали для себя. Правочеловеческая, правозащитная проблематика должна у нас рассматриваться как нормальная, рутинная работа всех без исключения госорганов, неправительственных организаций и отдельных людей.
Остальному же миру подается сигнал, что Беларусь — не отсталая страна в вопросе прав человека, подчеркивает Купчина.
— Мы входим в число 39 стран мира, которые имеют такой программный политический документ.
Замминистра ответила и на вопрос TUT.BY, есть ли гарантии, что будут реализованы самые чувствительные для западных партнеров положения плана — о смертной казни и уполномоченном по правам человека.
— План — это не вопрос гарантий, это процесс. По своему опыту я знаю, что, когда процесс ведется конструктивно и заинтересованными сторонами, которые объединены одной целью — реально усовершествовать ситуацию, многие вещи возможны. Гарантии давать изначально неправильно, чтобы не вводить себя в какие-то рамки.
Евросоюз: Смертная казнь — пятно на имидже Беларуси
Глава представительства ЕС Андреа Викторин предложила полную поддержку Евросоюза по реализации белорусского плана действий по правам человека.
Дипломат надеется, что в Беларуси появится свой уполномоченный по правам человека (омбудсмен). Изучение этого вопроса записано и в национальном плане.
— Другой важный вопрос, по которому мы хотели бы, чтобы вы даже вышли за пределы плана — это защита прав на свободу собрания, ассоциаций и СМИ.
Викторин заявила, что не может не упомянуть и о праве на жизнь.
— Я лично, как и мои коллеге в Евросоюзе, были чрезвычайно опечалены услышать о трех казнях в ноябре. Они произошли примерно во время консультаций высокого уровня в Брюсселе, где мы настойчиво выступали за мораторий на смертную казнь.
По словам Викторин, тот факт, что в Беларуси до сих пор казнят людей — «оставляет пятно» на имидже страны и не дает реализовать весь потенциал отношений с ЕС.
Дипломат раскритиковала непрозрачные процедуры исполнения смертной казни, неоповещение семей казненных о дате исполнения приговора, и невозможность для них попрощаться с родственником перед казнью.
Андреа Викторин еще раз отметила позитивный шаг Минска — принятие плана по правам человека, но пообещала, что будет пристально наблюдать за его реализацией. «Я останусь вашей головной болью», — пошутила дипломат.
Бывший Генпрокурор: В конце концов, нам придется пойти по пути отмены смертной казни
Прокомментировать перспективы Плана действий по правам человека мы попросили и Григория Василевича, бывшего Генпрокурора, главу Конституционного суда, а сегодня — профессора БГУ.
Григорий Василевич позитивно оценивает, что такой межведомственный план есть.
— Какие-то позиции плана сформулированы в общем — рассмотреть, обсудить, проанализировать — но на выходе, я думаю, должен быть позитивный результат.
Собеседник отмечает тот факт, что по направлениям работы плана в нем не указано участие общественных организаций.
— Думаю, что они будут привлекаться в работе, но было бы неплохо, чтобы было указание на более активное их участие.
Григорий Василевич традиционно выступал с позиций сторонника отказа от смертной казни. Под его председательством Конституционный суд в 2004 году принял заключение, что для моратория отмены этого вида наказания не нужно проводить повторный референдум. Мы не могли не спросить его прогноз, придет ли Беларусь к отказу от смертной казни.
— Мне кажется, в конце концов, нам придется пойти по пути отмены смертный казни. По крайней мере, это одно из условий для приема в Совет Европы.
В качестве одного из первых шагов собеседник предлагает ввести временный мораторий на смертную казнь, а в период его действия — оценить ситуацию и решить, что с ним делать дальше.
— Понимаю трудности данного решения, когда на эмоциональном уровне сложно сохранить преступнику жизнь. Но в чужой монастырь (в Совет Европы) мы со своим «уставом» не войдем. Опыт европейских стран показывает, что и без этой меры можно обеспечивать высокий уровень законности. У нас в 2012 году не было ни одного приговоренного к смертной казни.
Сегодняшнюю панельную дискуссию организовали совместно МИД и представительство ООН. Мероприятие приурочено ко Дню прав человека, который отмечается международным сообществом ежегодно 10 декабря.