Amnesty International назвала расстрел трех белорусов "внезапной и позорной чисткой"
Правозащитная организация Amnesty International считает позором для Беларуси череду смертных казней. Напомним, за последние несколько дней стало известно о расстреле приговоренных к высшей мере Ивана Кулеша, Сергея Хмелевского и Геннадия Яковицкого. Предположительно, все приговоры исполнили в один день — 5 ноября.
Организация Amnesty International назвала расстрелы «внезапной и позорной чисткой». Правозащитники снова просят белорусские власти ввести мораторий на смертную казнь и заменить уже вынесенные приговоры тюремным сроком. Соответствующая петиция на имя президента Александра Лукашенко опубликована на сайте организации.
Напомним, сейчас в «камере смертников» остается один человек — гомельчанин Сергей Остриков (за изнасилование и убийство двух женщин).
«Зачистка камеры смертников от заключенных является ужасным шагом для любой страны. Но это в дополнение позор для Беларуси, где наказания, как правило, окружены тайной и осуществляются без предупреждения», — сказала Айша Юнг, координатор Amnesty International по Беларуси, которая недавно вернулась из Минска.
«Такой внезапный всплеск казней особенно странный в Беларуси, последнем рубеже применения смертной казни в Европе, поскольку многие считали, что страна находится на пути к ликвидации смертной казни навсегда».
Приведение в исполнение сразу нескольких приговоров состоялось после длительного перерыва. До этого с ноября 2014 года в стране был казнен только 1 человек: 18 апреля этого года расстреляли Сергея Иванова.
«Белорусские власти доводят связанную со смертной казнью несправедливость до чудовищных крайностей. Система правосудия способствует огромным психологическим страданиям семей тех, кого она отправляет на смерть», — сказала Айша Юнг.
Закрытый властями Правозащитный центр «Весна» напоминает, что в Беларуси родственникам «смертников», как правило, не сообщают о дате казне и не предоставляют последнее свидание. В соответствии с белорусским законодательством, тела расстрелянных не выдаются родственникам, а место их захоронения не сообщается.
Во многих случаях семьи впервые узнают о смерти их родственника, когда получают посылку с их тюремными обувью и одеждой. Они обязаны получить свидетельство о смерти от белорусских властей. Данные о применении смертной казни в Беларуси охраняются как государственная тайна.