Эксперт: Электронные услуги иностранных компаний с введением НДС подорожают для белорусского потребителя, а многие из них могут стать недоступными

Источник материала:  
28.11.2016 14:00 — Новости Экономики

Минск, 28 ноября. С введением НДС электронные услуги иностранных компаний подорожают для белорусского потребителя, а многие из них могут стать недоступными. Такое мнение высказал в комментарии к опубликованному 26 октября проекту новой редакции Налогового кодекса (НК) юрист международной юридической компании COBALT Тимофей Савицкий.

По его словам, одним из ожидаемых перемен стало введение НДС на электронные услуги, оказываемые при помощи сети интернет зарубежными компаниями, а также на электронный контент, размещаемый на зарубежных платформах цифровой дистрибуции.

НК в новой редакции охватывает достаточно широкий перечень электронных услуг, в частности к ним относятся: предоставление прав на использование программ, игр, баз данных (и удаленного доступа), в том числе стриминг музыки и фильмов; предоставление удаленного доступа к электронным книгам, аудио, видео- информации, иным произведениям и электронным публикациям; рекламные услуги, в том числе предоставление места и времени для рекламы; услуги по размещению контента (интернет-площадки и платформы); услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав; автоматические услуги сети интернет, в том числе поиск данных; предоставление хостинга и доменного имени; предоставление доступа к поисковым сетям и другие.

Фактически электронными услугами, оказываемыми при помощи сети интернет, являются подавляющее большинство сервисов, которыми пользуются белорусские граждане, — стриминг-сервисы, магазины приложений, хостинги, файлообменные сайты и иное, отметил Савицкий.

По мнению юриста, данное нововведение может иметь ряд негативных последствий для рынка электронных услуг в Беларуси. Во-первых, следует ожидать, что электронные услуги иностранных компаний подорожают для белорусских граждан на 20%, поскольку НДС это косвенный налог, оплата которого непосредственно ложится на плечи конечного потребителя. Например, стоимость одного из наиболее скачиваемых платных приложений в Google Play — Minecraft — составит 8,72 доллара (в настоящее время — 7,27); цена сервиса стриминг-музыки Apple Music вырастет до 6 долларов (в настоящее время — 4,99); за недавно открывшийся для белорусов Netflix придется платить уже 9,6 доллара (в настоящее время — 8). По мнению эксперта, повышаться цены будут не только на сами платные приложения, но и на встроенные в них покупки (in-app), т.к. покупки также относятся к услугам в электронной форме. При средней платежеспособности белорусского населения и повсеместном использовании пиратского контента (по последним данным, уровень пиратства в Беларуси достигает 85%), эффектом может стать отказ многих пользователей от платного контента.

Во-вторых, считает юрист, белорусский рынок не является для многих зарубежных компаний ключевым. Возможен сценарий, при котором ряд электронных сервисов (или их платных версий) может закрыться для использования гражданами Беларуси. Кроме того, некоторые электронные сервисы, которые пока недоступны в Беларуси, планируют отложить свой приход в Беларусь из-за введения НДС на электронные услуги (в частности, Microsoft Store, Steam и некоторые другие), т.к. это влечет за собой увеличение издержек и юридических формальностей для эффективной работы на белорусском рынке.

"Несмотря на то что процедура постановки на учет и подачи налоговых деклараций несложная, обязанность по соблюдению данных формальностей компаниями, для которых белорусский рынок не является приоритетным, может повлиять на их желание работать и развивать бизнес в Беларуси", — считает Савицкий.

При этом он отметил, что при введении НДС с оборотов по реализации электронных услуг в Российский Федерации большинство зарубежных компаний выполнили аналогичные требования законодательства в связи с нежеланием терять крупный российский рынок.

Изменения вступят в силу 1 января 2018 года. До этого момента ожидается транзитный период, в течение которого зарубежные компании смогут адаптироваться к новым правилам.


Марина Носова, БелаПАН.

←Лукашенко прибыл в Баку с официальным визитом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика