Россельхознадзор решил взяться за "алчных" белорусских молочников с другой стороны
Россельхознадзор анонсировал новое направление своей деятельности, «которое почему-то в прессе критикуют»: проверки, выявляющие добавление в молоко сухого молока. Российское ведомство нашло добавки и у белорусских, и у российских производителей. Последние успели возмутиться, указав на то, что проверки идут незарегистрированным методом.
В Россельхознадзоре отмечают, что ранее в распоряжении его лабораторий не было методологии, которая позволяла бы доказательно выявлять добавление сухого молока и воды. «В настоящее время такая методология в отношении выявления сухого молока в молоке питьевом и молочных продуктах у нас появилась. В отношении добавления к ним воды, как мы планируем, вскоре появится», — говорится в сообщении.
При этом в ведомстве признают, что метод выявления сухого молока в молочных продуктах «еще не внесен в сферу аккредитации лабораторий», над чем сейчас работают. При этом метод «варифицирован учреждениями Россельхознадзора», он используется, но за нарушения еще не применяют штрафные санкции.
Пока задача проверок «„алармировать“ предприятия и участников оборота», считают в Россельхознадзоре.
Проверки образцов питьевого молока 17 белорусских предприятий показали, что из 76 проб 33 (43%) оказались фальсифицированы добавлением сухого молока. «Это нас, признаться, сильно удивило, поскольку в Беларуси достаточно нормального сырого молока и зачем его портить — не понятно. Такие результаты говорят, что основной причиной фальсификации является алчность молокопереработчиков в сочетании с тем, что за этим параметром до сих пор в России не было регулярного наблюдения», — говорится в сообщении.
Белорусская сторона уже выражала удивление российскими «находками». В частности, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия — директор Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Александр Субботин в комментарии БЕЛТА отмечал, что сейчас в Беларуси есть даже избыток сырья, поэтому использование сухого молока в производстве цельномолочной продукции бессмысленно. «У нас достаточно молочного сырья. Более того, мы даже перерабатываем его в сухое молоко, чтобы в перспективе, когда на мировом рынке будет дефицит сухого молока, могли его реализовать, например, в Китай, куда могут поставлять продукцию уже 34 белорусских предприятия, еще три проходят аттестацию, — добавил он. — При избытке сырья достаточно странно было бы регулировать жирность молока добавками сухого».
Как сообщает РБК, российская отраслевая ассоциация Союзмолоко, объединяющая крупнейших игроков рынка, уже обратилась к российскому вице-премьеру Аркадию Дворковичу, заявив, что не доверяет методу, который использует служба при выявлении сухого молока в продукции. Как указано в письме, при проверках используется метод иммуноферментного анализа — аналогичный тому, который применялся для анализа белорусского молока. В Союзмолоке отмечают, что метод не прошел научно-техническую экспертизу. «Метод на данный момент не может являться легитимным, что делает невозможным его использование при осуществлении производственного контроля», — считают в Союзмолоке.
Согласно техрегламенту Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» в питьевом молоке не допускается наличие сухого молока и воды.