Россия влияет на Беларусь с помощью нефтегазовых вопросов
Отвечая на вопрос, что мешает Беларуси вернуться к нефтеразработкам на территории России, как это было в годы СССР, Александр Лукашенко пояснил: «Позиция российского руководства». От этом шла речь во время пресс-конференции, которую давал президент Беларуси региональным российским СМИ.
«Нефтегазовое» влияние
«А как потом влиять на Беларусь, если она сама будет нефть добывать, а потом еще и природный газ? Если быть искренним, то вы почти повторили в какой-то степени мои слова: когда у нас идут споры по нефти, по газу, я напоминаю российским руководителям и о Лангепасе тоже, я там был, на месторождениях, где работали белорусы, украинцы, русские. Мы тогда не делили ничего», - цитирует БЕЛТА главу государства..
При этом президент подчеркнул, что влиять на Беларусь с помощью нефтегазовых вопросов - неправильно.
«Можно влиять, но лучше влиять таким образом, чтобы у нас были общие проекты. Чтобы это были проекты, которые притягивают Беларусь к России, не наклоняют, не нагибают, а притягивают. Мир совсем другой, это не тот мир, когда можно было наклонить», - констатировал Александр Лукашенко.
Беларусь рассматривает разные варианты поставок нефти
«Сегодня нефти - бери не хочу. Да, может, дороже будет, но мы рассматриваем несколько вариантов. Допустим, поставку через Украину, а такая возможность есть, мы ее когда-то задействовали, когда вы перестали нам поставлять нефть. Мы венесуэльскую нефть взяли и поставляли через Украину. Просто на российский рынок тогда придет другая нефть: все-таки 25 млн т мы перерабатываем, и через нас на запад идет по 60-80 млн т российской нефти. Можно же выработать баланс интересов и договориться? Нужно, но пока не договорились», - отметил он.
Президент напомнил, что в советские времена Беларусь добывала до 7 млн т нефти в год, в 2016 году планируется добыть 1,6 млн т.
«Семь миллионов нам для внутренних нужд достаточно. Если б у нас было 7-8 млн т нефти в год, мы бы не имели никаких проблем, и это была бы самая процветающая европейская страна», - резюмировал Александр Лукашенко.
Беларусь, как отметил глава государства, внедряет высокие технологии во все сферы жизни, развивая атомную энергетику, космические технологии. «Они у нас и в здравоохранении, и в образовании – везде», - обратил внимание Александр Лукашенко.
Приватизация предприятий в обмен на акции «Башнефти»
«Россияне часто критикуют нас: "Лукашенко не хочет приватизировать четыре предприятия», - сказал президент. По словам главы государства, это крупные предприятия, и Россия хотела бы их приватизировать. К примеру, производитель трейлеров и машин для перевозки «Тополей», ядерных боеголовок, ракет.
«Это только Беларусь производит. В СССР это было мощное предприятие, мы его сохранили и модернизировали. Также в космической отрасли предприятия россияне хотят. "Интеграл" есть - вычислительная техника, интегральные схемы - тоже хотят приватизировать», - пояснил Лукашенко.
При этом глава отметил, что и у Беларуси есть свои интересы. «У вас есть интерес к этим предприятия, вы хотите их выкупить. У меня есть интерес к добыче нефти: чтобы не 25 млн т, которые мы перерабатываем в Беларуси, но 7-8 млн т мы могли добывать сами и поставлять в страну. И когда была приватизация "Башнефти", я направил предложения вашему правительству и руководству. Давайте, белорусы поймут, когда мы эти предприятия с условием, что они будут работать лучше, чем сегодня, обменяем на акции "Башнефти", которые вы "Роснефти" передали или продали. До сих пор ответа нет, значит, не хотят», - подчеркнул президент.