"Нож в спину" и "Наша позиция не изменилась". Как Киев и Минск отреагировали на резолюцию по Крыму
15 ноября Беларусь попыталась заблокировать обсуждение резолюции по правам человека в Крыму и городе Севастополе во время рассмотрения в Третьем комитете Генассамблеи ООН. Попытка успехами не увенчалась, но вызвала острую реакцию в Украине. В свою очередь в МИД Беларуси уверили, что позиция страны «ни на йоту не изменилась».
Украина: «Это нож в спину»
Первый вице-спикер Верховной Рады Украины Ирина Геращенко 16 ноября заявила, что расценивает голосование делегации Беларуси против резолюции о ситуации с соблюдением прав человека в Крыму «как нож в спину», сообщает УНН.
«Что касается позиции Беларуси, то мы расцениваем ее как нож в спину. Мы благодарны белорусской стороне за независимую площадку в Минске (для проведения заседаний трехсторонней контактной группы по урегулированию кризиса на востоке Украины — прим. TUT.BY), мы ценим это. Но независимая площадка должна быть независимой во всех позициях, а не заангажированной. Поэтому мы обращаемся к Беларуси с просьбой уважать право Украины отстаивать нашу независимость и суверенитет», — отметила Геращенко.
«Мы обращаемся к Беларуси с просьбой так же уважать право Украины отстаивать нашу независимость и суверенитет и понимать, что следующим будет Минск, если сегодня Киев не защитит нашу независимость», — заявила она.
Она также выразила разочарование тем, что Армения и Казахстан также проголосовали против резолюции.
МИД Беларуси: позиция по Украине не поменялась ни на йоту
В МИД Беларуси огорчены тем, что голосование по страновым резолюциям о нарушениях прав человека, состоявшееся 15 ноября в Третьем комитете Генассамблеи ООН, стало «предметом многочисленных и не имеющих ничего общего с действительностью спекуляций в СМИ».
«Кстати, всего таких документов было четыре, но „ущипнуть“ Беларусь захотелось по поводу только одного из них, связанного с Украиной», — подчеркнул официальный представитель МИД Беларуси Дмитрий Мирончик.
«В этой связи хочу отметить, что позиция Беларуси по Украине не поменялась ни на йоту. Вопрос о процедуре рассмотрения тематики прав человека в ООН лежит совершенно в другой плоскости и, по нашему твердому убеждению, не имеет никакого отношения к теме территориальной целостности Украины», — добавил он.
Он также напомнил, что Беларусь на себе испытала, насколько деструктивен и несправедлив механизм страновых резолюций, и твердо уверена, что их принятие — это путь в никуда. «Эта практика, выработанная в годы холодной войны, навязывается Организации Объединенных Наций отдельными странами исключительно для продвижения собственных интересов», — считают в МИД Беларуси.
Во внешнеполитическом ведомстве также отметили, что Беларусь всегда открыто голосует против страновых резолюций, где бы они не рассматривались — в Женеве или Нью-Йорке. «Это — не свидетельство поддержки стран, становящихся объектами резолюций, а свидетельство нашего последовательного неприятия лицемерных подходов к теме прав человека, которые навязываются Организации Объединенных Наций отдельными государствами по принципу „я лучше знаю, что вам надо делать“», — заявил Дмитрий Мирончик.
Он также сообщил, что Беларусь поставила вопрос о неприемлемости механизма страновых резолюций на голосование в Нью-Йорке и была поддержана рядом государств, включая Индию, Индонезию, Китай, Россию и другими, которые вместе представляют больше половины населения планеты.
Эта же позиция была доведена министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем своим коллегам из других стран, обратившимся с просьбами о пояснениях — в том числе главе МИД Украины Павлу Климкину, телефонный разговор с которым состоялся накануне голосования.
Резолюция по Крыму и Севастополю
15 ноября в Третьем комитете Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, осуждающая ситуацию с правами человека в Крыму и призывающая Россию допустить на полуостров международных наблюдателей.
В четырехстраничном документе осуждаются «ущемления прав человека, дискриминационные меры и практику в отношении жителей временно оккупированного Крыма, в том числе крымских татар, а также украинцев и лиц, принадлежащих к другим этническим и религиозным группам, со стороны российских оккупационных властей».
В преамбуле документа говорится об осуждении «временной оккупации Российской Федерацией части территории Украины — Автономной Республики Крым и города Севастополя» и подтверждается «непризнание ее аннексии».
Третий комитет занимается социальной и гуманитарной тематикой. В его повестке дня доминируют пункты, связанные с защитой прав человека. В работе всех шести основных комитетов принимают участие все страны — члены Генеральной Ассамблеи ООН — представители 193 государств, а также наблюдатели от государства Палестина и от Святого престола (Ватикана).
Беларусь выступала против принятия резолюции. Постоянный представитель Беларуси при ООН Андрей Дапкюнас подчеркнул, что Беларусь не оспаривает право стран обсуждать свои беспокойства по ситуации с правами человека, но выступает против «в корне неверного пути действий». Резолюции, вроде тех, что готовились к принятию, представитель Беларуси назвал «произвольным средством принуждения».
«Именно так эти документы воспринимаются в странах, к которым применяется такое отношение. Нельзя переоценить роль самих правительств в улучшении ситуации с правами человека в пределах собственных границ. Эта ситуация не улучшится, если само государство не решит действовать. Ни одно государство не прислушается к попыткам запугивания», — заявил Дапкюнас.
Беларусь в этой попытке поддержали Китай, Куба, Алжир, Россия, Индия, Иран, Сингапур — всего 32 страны. Тем не менее резолюция была принята большинством голосов.