Глава "Белнефтехима": Назрела необходимость повышения розничных цен на автомобильное топливо
Минск, 15 ноября. В Беларуси назрела необходимость повышения розничных цен на автомобильное топливо. Об этом сообщил председатель концерна "Белнефтехим" Игорь Ляшенко в интервью газете "Рэспубліка", опубликованном 15 ноября.
При этом ориентировочных сроков подорожания топлива, как и его размер, Ляшенко не назвал.
Председатель концерна отметил, что в 2017 году в условиях проведения в России налогового маневра при мировых котировках нефти марки Urals 50 долларов за баррель цена нефти для Беларуси увеличится на 8-9%. "Увеличение стоимости сырья при неизменной технологии производства неизбежно приводит к увеличению стоимости готового продукта. То же самое произойдет с нефтью как сырьем и продуктами ее переработки — бензином и дизельным топливом. Уже сейчас существуют объективные внешние факторы, которые НПЗ не в состоянии компенсировать за счет собственных резервов. Мы видим, что назрела необходимость повышения розничных цен на автомобильное топливо", — отметил Ляшенко.
По его словам, для этого есть несколько причин. Во-первых, это негативное воздействие упомянутого налогового маневра. "В результате уже в 2015—2016 годах произошло удорожание цены нефти для белорусских НПЗ на фоне мирового падения цен на нефть. Например, при мировых котировках нефти 50 долларов США за 1 баррель цена нефти для нашей страны увеличилась на 21 доллар США за тонну. В 2017 году при осуществлении налогового маневра в России произойдет дальнейший рост цены. То есть в 2017 году эффективность работы нефтеперерабатывающей отрасли страны снизится еще больше", — уточнил Ляшенко.
Во-вторых, подчеркнул он, исчезла возможность поддерживать низкий уровень цен на внутреннем рынке за счет экспортных продаж. "Конъюнктура мирового нефтяного рынка ухудшилась. Цена экспортной корзины нефтепродуктов снизилась больше, чем котировки на нефть. Кроме того, НПЗ платят экспортные пошлины. Существенно ухудшило производственные показатели отрасли, а также показатели внешней торговли ограничение с третьего квартала поставок на НПЗ российской нефти", — сказал председатель "Белнефтехима".
Кроме того, подчеркнул он, с марта 2016 года увеличились акцизы на нефтепродукты, уплачиваемые заводами в бюджет. Например, потери ОАО "Нафтан" из-за роста акциза составили за март—сентябрь 2016 года около 48 млн долларов, уточнил Ляшенко.
"Свою роль сыграла девальвация белорусского рубля. Например, на 1 июля 2015 года цена одного литра бензина АИ-92 на внутреннем рынке (1,11 деноминированного рубля) равнялась 0,72 доллара США, а на 10 ноября 2016 года — всего лишь 0,58 доллара США. Снижение цен в долларовом эквиваленте составило более 20%. То есть цена на нефть для НПЗ выросла в валюте, а цены на АЗС в валютном эквиваленте снизились", — добавил глава концерна.
Отметим, что цены на автомобильное топливо в Беларуси остаются неизменными уже на протяжении почти двух лет — с 13 января 2015 года. Так, цена бензина АИ-92 равна 1,11 рубля, АИ-95 — 1,19 рубля, дизельного топлива — 1,23 рубля.
В концерне "Белнефтехим" напоминают, что розничные цены на автомобильное топливо в Беларуси значительно ниже, чем в сопредельных странах, за исключением России.
Алексей Александров, БелаПАН.