Мировая под угрозой. Кредиторы Дельта Банка несут убытки и не верят платежеспособности Чернявского
В процессе ликвидации Дельта Банка столкнулись интересы многих крупных и не очень компаний: одним предстоит крупные суммы вернуть кредиторам, которые, в свою очередь, полны решимости минимизировать свои убытки и по возможности поскорее вернуть зависшие суммы. С обеих сторон баррикад оказалось немало известных лиц. Свою позицию в отношении должников и перспектив кредиторов на портале TUT.BY уже высказал управляющий по делу о банкротстве банка Александр Педько и один из ключевых должников банка, белорусский бизнесмен, основатель торговой сети «Родная сторона» Игорь Чернявский. С ним сейчас пытаются договориться о мировом соглашении, но ожидающие возврата долгов от банка юрлица опасаются, что предложенные варианты мирового соглашения по кредитам компании НТС будут отвергнуты. Об этом TUT.BY сообщил аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха, являющийся доверенным представителем одного из кредиторов Дельта Банка компании «ГЕЛАК» в деле о банкротстве банка.
Проблемный должник
«На заседании Комитета кредиторов Дельта Банка Чернявский представил кредиторам банка свои проекты мировых соглашений по погашению обязательств НТС перед банком в октябре 2016 г. — сентябре 2018 г. В частности, он предложил кредиторам банка безусловно отказаться от взыскания сумм начисленных повышенных процентов и пеней, принять в качестве обеспечения обязательств по исполнению мировых соглашений 6,6% акций ОАО „Туровский молочный комбинат“, принадлежащих ОАО „Премьерлизинг“, и снять действующие в отношении него ограничения на выезд за пределы Беларуси и управление механическим транспортным средством», — сказал Муха.
Он уверен, что банк не заинтересован в наращивании повышенных процентов и пеней по кредитам НТС. «Об этом свидетельствует хотя бы то, что только в текущем году банк дважды шел навстречу Чернявскому и заключал мировые соглашения (от 11 февраля и 5 апреля). Причем соглашения от 5 апреля предусматривали прекращение начисления даже обычных процентов по основному долгу соответствующих кредитов с сентября-октября прошлого года. Однако Игорь Чернявский в очередной раз не стал исполнять обязательства, предусмотренные достигнутыми мировыми соглашениями. С 21 апреля денег в адрес банка не поступало», — подчеркнул Муха.
Доверенный представитель кредитора также считает, что в недавнем интервью TUT.BY Чернявский привел ряд недостоверных сведений. В частности, по словам Мухи, не соответствуют действительности заявления Чернявского о выставлении банком несуществующих обязательств по уплате процентов и пеней, не предусмотренных кредитными договорами, в размере более 1 млн долларов, о процентной ставке по рублевому кредиту НТС в размере 250% годовых, о неправомерно оформленных исполнительных надписях нотариусов и введении в заблуждение нотариусов, о досрочном предъявлении кредитов к погашению в связи с банкротством Дельта Банка.
«В действительности Дельта Банк предъявил кредиты к досрочному погашению в связи с тем, что, начиная с ноября 2014 г. компания НТС перестала исполнять свои обязательства перед банком, нарушив условия ранее заключенных кредитных договоров и допсоглашений к ним. Именно неплатежи предприятия и являются реальной причиной предъявления обязательств к досрочному погашению (а не само по себе банкротство банка). К слову, неплатежи НТС и других компаний, входящих в группу Игоря Чернявского, наряду с действием других негативных факторов привели к определенному ухудшению финансового положения банка в преддверии отзыва у него банковской лицензии», — аргументирует аналитик.
Не соответствующим действительности называет он и заявление о том, что банк не использовал предусмотренные кредитными договорами способы возврата кредитов путем обращения взыскания на заложенное имущество залоговой стоимостью около 1 млн долларов. «Кредиторы, участвующие в заседаниях Комитета кредиторов банка, могут убедиться в том, что деятельность управляющего в деле о банкротстве направлена на максимальное взыскание активов банка с целью произведения расчетов с кредиторами. В частности, банк в данном случае неоднократно направлял требования по оплате кредитов в адрес ОАО „Центральный“, но они возвращались обратно в связи с отсутствием получателя. Как выяснилось позже, „Центральный“ в нарушение условий заключенных договоров не предоставил официальную информацию о смене адреса местонахождения», — отметил Муха.
Есть сомнения у представителя кредиторов и в таком ресурсе Чернявского как арендная плата за объекты торговой недвижимости в размере более 776 тысяч долларов в год, которую тот предлагал получать непосредственно банку.
«На заседаниях Комитета кредиторов несколько раз рассматривался вопрос принятия в отступное объектов недвижимости, находящихся в залоге. Но при детальном рассмотрении становилось ясно, что они нерентабельны, расходы на содержание некоторых из них (опять же за счет средств кредиторов) могут превысить арендные платежи, а по нескольким объектам и вовсе были установлены запреты на осуществление сделок», — сказал представитель кредитора банка.
Удивление у кредиторов вызывает и то, что не все операции НТС подтверждаются первичными документами и бухгалтерским учетом компании. «Отдельная документация НТС отсутствует. И здесь возникает серьезный вопрос о том, кто, когда и с какой целью „изъял“ отдельные документы компании», — отметил аналитик.
«Кроме того, есть и другие серьезные замечания и вопросы относительно заявлений Чернявского. Например, о природе происхождения такого огромного долга „Родной стороны“ и, в частности, задолженности НТС перед дочерней компанией ОАО „Современные розничные технологии“. Однако это тема для отдельного разговора», — сказал Муха.
В ходе заседания Комитета кредиторов банка Чернявский, по словам представителя кредитора, предложил кредиторам исключить из текста мировых соглашений пункты о возможности доначисления повышенных процентов и пеней в случае неисполнения им обязательств перед банком в будущем. «Однако условия, предусматривающие возможность начисления повышенных процентов и пеней в случае несвоевременного и неполного исполнения обязательств, являются стандартными и содержатся во всех типовых кредитных договорах, заключаемых банками с юридическими и физическими лицами. Встает вопрос о том, не является ли выдвинутое Чернявским условие лишь формальным поводом для того, чтобы максимально затянуть процесс заключения третьего пакета мировых соглашений с тем, чтобы как можно дольше не платить по обязательствам перед банком. Если он уверен в своей платежеспособности и добросовестности своих намерений, то почему он настаивает на исключении стандартного пункта?» — удивляется Муха.
Кому хочу — плачу?
Кроме того, эксперт обратил внимание на то, что обязательства НТС перед другими банками и предприятиями погашаются гораздо более активно по сравнению с обязательствами перед Дельта Банком. С 1 мая 2015 г. погашено более 100 млн долларов обязательств «Родной стороны» перед другими банками и поставщиками (по словам самого Чернявского), в то время как Дельта Банку по основному долгу рублевого кредита НТС в рамках двух предыдущих пакетов мировых соглашений выплачено за этот период 173,9 тыс. долларов в эквиваленте, что составляет всего 0,2% от общего объема платежей НТС в адрес банков и предприятий, отметил эксперт.
«В результате возникает вопрос о том, почему Чернявский так активно погашает задолженность перед другими банками и предприятиями, но одновременно не исполняет в полном объеме обязательства перед Дельта Банком даже, несмотря на заключенные соглашения. Можно предположить, что он рассчитывает на то, что банк сможет рассчитаться с кредиторами даже без выплат НТС. Гипотетически такой сценарий возможен, но в этом случае произойдет заметное смещение сроков начала и завершения выплат Дельта Банка в адрес своих кредиторов. И чем дольше длится процедура банкротства банка, тем большую упущенную выгоду несут кредиторы, которые могли бы разместить возвращенные средства на депозитах в других банках и получать по ним доход, либо купить корпоративные и государственные ценные бумаги с фиксированной доходностью, либо заместить указанными средствами привлеченные банковские кредиты», — отметил представитель кредитора банка.
«Сдвиг начала выплат может привести к заметному уменьшению объема удовлетворенных требований кредиторов банка. Поскольку для поддержания своей деятельности банк будет вынужден нести существенные дополнительные операционные и прочие расходы, в то время как остаток кредитного портфеля физических лиц и поток процентных доходов в адрес банка постоянно уменьшаются», — пояснил Муха.
По словам аналитика, в ходе заседания Комитета кредиторов Игорь Чернявский в отличие от других должников банка отказался предоставить информацию, подтверждающую его платежеспособность (в том числе информацию о денежных потоках, связанных с платежами ЗАО «Доброном» и других ритейлеров за аренду и покупку магазинов «Родной стороны»).
«В данном случае предоставление такой информации позволило бы нам убедиться в добросовестности его намерений и одновременно оценить его реальную платежеспособность. Гипотетически он может быть неплатежеспособным либо, напротив, иметь реальную возможность для единовременного погашения всей задолженности перед банком (например, уже в октябре текущего года). Разумеется, единовременный платеж выглядит для кредиторов предпочтительным. И в этом случае банк действительно мог бы в полном объеме списать штрафные санкции. В противном случае встает вопрос о том, почему кредиторы банка, которые уже второй год ждут своих денег, должны бесплатно финансировать успешного бизнесмена», — отметил эксперт.
Тем более что рублевые кредиторы банка дополнительно подвержены валютному риску в результате девальвации белорусского рубля. «Достаточно сказать, что в результате состоявшейся девальвации белорусского рубля с 1,52 рублей за 1 доллар на 12 марта 2015 г. (с учетом деноминации) до 1,9305 рублейц на 14 октября 2016 г. рублевые требования всех кредиторов банка обесценились в долларовом эквиваленте сразу на 21,3%. И не исключено, что это не предел. Можно предположить, что Чернявский также рассчитывает на девальвацию национальной валюты, поскольку в предложенном проекте мирового соглашения перенес погашение просроченных обычных процентов по основному долгу рублевого кредита на июнь-август 2018 г.», — сказал Муха.
По его словам, потребность в оценке платежеспособности Чернявского связана, в первую очередь, с необходимостью убедиться в гарантированности предстоящих платежей в адрес банка, а также в наличии залогов и поручительств третьих лиц по указанным платежам. В соответствии с Банковским кодексом и Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» Комитет кредиторов Дельта Банка решил проверить источники поступления денежных средств, за счет которых Чернявский планировал в течение двух лет погашать задолженность перед банком в соответствии с тем графиком, который он сам предложил. В частности, в октябре 2016 г. — марте 2017 г. этим графиком предусматривалось внесение ежемесячного платежа в размере 200 тыс. долларов в эквиваленте, в апреле-сентябре 2017 г. — 250 тысяч, в октябре 2017 г. — июле 2018 г. — 310 тысяч, в августе 2018 г. — 319 тысяч и в сентябре 2018 г. — 314 тысяч.
Кредиторы Дельта Банка, рассказывает Муха, принимали во внимание то, что отдельные предприятия, аффилированные с Чернявским, сейчас испытывают серьезные сложности. В частности, возбуждено дело о банкротстве в отношении СООО «НТС» (3 мая 2016 г.) и ОАО «Современные розничные технологии» (29 августа 2016 г.). При этом чистый убыток ОАО «Премьерлизинг» в первом полугодии 2016 г. составил минус 19,979 млрд руб., а чистая прибыль ОАО «Туровский молочный комбинат» — всего лишь +0,958 млрд руб. (данные по обоим предприятиям представлены без учета деноминации). В свою очередь, ООО «Современный логистический центр «Двадцать четыре» не раскрывает данные финансовой отчетности.
«В такой ситуации стремление кредиторов банка оценить реальную платежеспособность Чернявского выглядит вполне обоснованным. Поскольку с учетом имеющейся информации о финансовом положении предприятий, входящих в его группу, не совсем ясно за счет каких источников он бы погашал задолженность перед банком в прогнозном периоде. Не исключено, что он отказался раскрыть информацию о таких источниках в связи с тем, что в отношении него возбуждены исполнительные производства, и в этом случае судебные исполнители могли бы узнать сведения о его скрытых активах и доходах», — отметил аналитик.
При этом, по его словам, Игорь Чернявский в обход исполнительных производств проводит платежи другим кредиторам (кроме Дельта Банка). «Например, по информации из реестра требований кредиторов жена Игоря Чернявского погашает обязательства НТС перед БПС-Сбербанком, используя личную пластиковую карту. В свою очередь, для погашения задолженности НТС перед Белагропромбанком используются акции Туровского молочного комбината. В результате Игорь Чернявский сейчас гасит те долги, которые считает нужным вместо того, чтобы исполнять распоряжения судебных исполнителей. Такие его действия вызывают, по меньшей мере, удивление и, на наш взгляд, требуют более пристального внимания со стороны соответствующих государственных органов», — заявил Александр Муха.
«Есть повод серьезно задуматься о реальной платежеспособности Чернявского и у других его кредиторов, включая госбанки и контрагентов, а также у представителей госорганов. Ведь в зоне риска могут оказаться бюджетообразующие предприятия целого района, а также государственные банки, которые их кредитуют», — подчеркнул эксперт.
В этом контексте он обратил внимание на значительное расхождение между величиной обязательств НТС перед кредиторами (около 1,131 трлн руб. в эквиваленте без учета деноминации) и реальными активами компании, за счет которых возможно удовлетворение требований кредиторов (менее 100 млрд руб. без учета деноминации).
«Встает вопрос о том, куда мог подеваться 1 трлн руб. активов? Каковы реальные причины столь драматичного сокращения ликвидных активов компании за относительно непродолжительный период времени? Зачем Чернявский после того, как 10 ноября 2014 г. покинул наблюдательный совет НТС, с 15 ноября 2014 г. по 20 февраля 2015 г. занял должность генерального директора этого предприятия? Причем банкротство НТС выглядит особенно странным на фоне того, что остальные продовольственные ритейлеры продолжают успешно работать на рынке. Например, чистая прибыль ООО „Евроторг“ в первом полугодии 2016 г. составила +147,773 млрд руб. (без учета деноминации)», — сказал Муха.
Варианты — есть, решения — нет
По его мнению, Игорь Чернявский мог бы пойти навстречу кредиторам банка и переместить аффилированные с ним компании из пятой очереди кредиторов НТС и ОАО «Современные розничные технологии» в шестую очередь, что позволит ускорить выплаты НТС в адрес Дельта Банка и других кредиторов, не связанных с самим Игорем Чернявским.
Касаясь вопроса передачи банку в залог 6,6% акций ОАО «Туровский молочный комбинат», принадлежащих ОАО «Премьерлизинг», аналитик подчеркнул, что представленная Игорем Чернявским оценка стоимости акций этого предприятия не является независимой, поскольку выполнена ОАО «Премьерлизинг» за подписью директора этой компании, которым является сам Чернявский.
«В целом представленная оценка стоимости акций выглядит завышенной, поскольку она не учитывает внебалансовые обязательства предприятия по договорам поручительства, залога и др. Предоставить в залог больший пакет акций Игорь Чернявский отказался в связи с тем, что остальные доступные для залога акции будут переданы в залог по кредиту другого банка для увеличения мощностей Туровского молочного комбината. При этом Чернявский до сих пор не предоставил банку финансовую отчетность Туровского молочного комбината и залогодателя ОАО „Премьерлизинг“, выписку о состоянии счета „ДЕПО“ и актуальную редакцию устава Туровского молочного комбината», — добавил эксперт.
По его словам, возможность передать акции Туровского молочного комбината в залог определяется балансом ОАО «Премьерлизинг», а сам факт свободы их перемещения и обращения определяется счетом ДЕПО. «Поэтому без текущих сведений из счета ДЕПО об акциях, находящихся в залоге или под арестом, фактически невозможно убедиться в том, есть ли сейчас акции, доступные для передачи в залог. Проще говоря, нет информации из счета ДЕПО — не о чем тогда и разговаривать. Тем более, что в случае если ОАО „Премьерлизинг“ гипотетически уйдет в банкротство, то передаваемый им пакет акций Туровского молочного комбината перейдет от Дельта Банка к кредиторам этого предприятия. В результате Дельта Банк может утратить этот залог, что невыгодно его кредиторам», — пояснил Муха.
«К сожалению, Чернявский отказался отвечать на отдельные вопросы кредиторов и покинул заседание Комитета кредиторов банка прямо во время обсуждения проекта мирового соглашения», — отмечает Муха.
В результате банк в письменной форме отправил Игорю Чернявскому два варианта третьего пакета мировых соглашений.
Первый вариант предусматривает погашение основного долга и начисленных процентов по всем кредитным договорам без учета повышенных процентов и пени. В случае исполнения данных условий, Дельта Банк отказывается от начисления повышенных процентов и пени в отношении поручителя Игоря Чернявского по кредитным договорам, заключенным с НТС.
Второй вариант предусматривает утверждение графика платежей задолженности с окончательным сроком погашения 31 декабря 2017 г., причем в первую очередь производится полный расчет по обязательствам в белорусских рублях; совершение первого платежа по графику до даты утверждения мирового соглашения судом; ходатайство Дельта Банка о прекращении ограничений права Чернявского на выезд из страны и права управления автомобилем при соблюдении графика платежей в течение 3 месяцев; в случае допущения просрочки платежа по графику нового мирового соглашения более чем на 60 календарных дней допсоглашение к договору поручительства утрачивает силу; погашение основного долга, начисленных процентов по всем кредитным договорам и частичную уплату штрафных санкций (всего 4,9 млн долларов и 7,599 млн деноминированных белорусских рублей).
Александр Муха акцентировал внимание на экономических и социальных аспектах дела о банкротстве Дельта Банка, среди пострадавших вкладчиков которого известные белорусские предприятия государственной, частной, совместной и иностранной форм собственности (СП ОАО «Спартак», ЗАО «Банк торговый капитал», ЗАО «Белтехэкспорт», СООО «Мобильные ТелеСистемы», СООО «РЕСО-БелЛизинг», СП ООО «Крупица», КПУП «Гомельводоканал», ОАО «Новополоцкий НПЗ», ККСУП «Аква-Минск», СООО «Джем-Флекс», СООО «Конте Спа», ОАО «Банк Москва-Минск», ОАО «Евроторгинвестбанк», РУП Радиотелецентр «Телерадиокомпания Гродно» и др.)
Более 1000 белорусских предприятий и индивидуальных предпринимателей являются вкладчиками и кредиторами Дельта Банка. «С точки зрения причиненного добросовестным кредиторам экономического ущерба банкротство Дельта Банка — крупнейший случай банкротства за всю историю независимой Беларуси. Кредиторы банка добросовестно платят налоги, отчисления в фонд соцзащиты, создают рабочие места, вносят свой посильный вклад в развитие национальной экономики. Но в сложившейся ситуации возникает реальная угроза выживанию целого ряда предприятий и индивидуальных предпринимателей. От того, как быстро и в каком объеме будут возвращены деньги вкладчикам и кредиторам банка, зависит судьба многих белорусских предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также судьба тысяч сотрудников компаний и членов их семей», — резюмировал аналитик.