Свои фермы и новое сливочное производство. Как Туровский молочный завод поднимает район
На протяжении трех лет завод в Турове показывает высокие показатели рентабельности. Комбинат создавали с нуля под производство сыров группы «паста филата». За это время завод пробился на российский рынок, увеличил переработку молока с 30 до 250 тонн в сутки и уже готовится к созданию второй производственной очереди, чтобы задействовать все ресурсы производства и увеличить ассортимент. TUT.BY съездил на предприятие и узнал, за счет каких инвестиций Туровский молочный завод с дорогими сырами завоевывает рынок соседей и мировые сети фастфуда.
Туровская моцарелла для Papa Johns, Dominos pizza и Sbarro
С нашего прошлого посещения производство претерпело незначительные изменения: появился лишь новый упаковочный автомат для мелкоформатной моцареллы для пиццы, купленный в связи с увеличением мощности переработки молока.
Зато заметно выросли показатели производительности. Вадим Колядич работает на заводе с его основания, а сейчас он — начальник производства. По его словам, завод недавно добился рекордного выпуска продукции — 870 тонн в месяц (в 2015 было 700 тонн), а в сутки предприятие перерабатывает 230−250 тонн молока (в прошлом году — 200−220 тонн). Кстати, средняя зарплата у сотрудников предприятия за год тоже выросла до 900 рублей.
Напомним, начинал завод в 2013 году с переработки 30 тонн молока в сутки. Основная его продукция — это моцарелла и маскарпоне. Хотя самой рентабельной остается рикотта.
Вместе с ростом производства развиваются и рынки сбыта. Например, моцареллу туровского завода для приготовления пиццы и других блюд используют мировые бренды Sbarro (в Беларуси) и McDonald’s (не только в Беларуси). Последние, кстати, предоставили сертификат соответствия требованиям компании для Bonfesto, который дает право поставлять продукцию этой торговой марки, сыр моцарелла mini, в любой ресторан сети McDonald’s.
Завершаются переговоры, и в ближайшее время начнутся поставки в пиццерию Domino’s Pizza. Еще пара крупных игроков, с которыми ведут переговоры уже не в Беларуси, — это Papa Johns и PizzaHut.
С общепитом предприятие все так же работает через дистрибьюторов — компанию «Ресторация».
«В Беларуси в сегменте HoReCa наша моцарелла Bonfesto занимает 46% рынка. В России по этому направлению туровский завод имеет 18% и не собирается останавливаться на достигнутом. Здесь нам еще есть куда расти и занимать свою нишу», — рассказывает директор Туровского молочного комбината Ольга Луцко.
«Мы сегодня осуществляем экспорт на 6 зарубежных рынков. Конечно же, Российская федерация — это основной стратегический партнер, который имеет львиную долю», — добавляет Луцко.
Сейчас за рубеж уходит 82% выпускаемой продукции, а та самая «львиная доля» России в экспорте составляет 90%. Есть поставки в Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, в Грузию и Объединенные Арабские Эмираты. «Хотя это было очень сложно. В течение года мы вели переговорные процессы, а уже сейчас отгружаем туда продукцию», — говорит директор о поставках в ОАЭ.
Сейчас руководители договариваются об условиях поставок с Китаем, Ираном, Ираком, Украиной, Арменией, Узбекистаном, Туркменистаном. В 2016 году предприятие предполагает отгрузить продукции на экспорт на 30,5 млн долларов против 22,5 млн в прошлом году.
Амбиции второй очереди
В ближайших планах у компании — закончить возведение второй очереди производства. Ее полный ввод в эксплуатацию запланирован на второй квартал 2017 года.
Луцко говорит, что новая линия позволит перерабатывать до 500 тонн молока в сутки, а комбинат с такими темпами выйдет на выручку в размере 105 млн долларов в год против нынешних 40 млн. Во всяком случае такие объемы прогнозируют к концу 2018 года.
«Будем делать акцент на сливочные продукты кремчиза. Этим мы закроем сырьевые вопросы. Вторая очередь будет развиваться поэтапно, в зависимости от того, как будет находиться сырье. Сначала начнем производить сливочные сыры, а дальше — полутвердые, как моцарелла-пицца для „хорейного“ канала — блоками по 2−6 килограммов. Но в первую очередь мы просто увеличим производство ассортимента», — отмечает директор.
Общая сумма инвестиций в завод составит более 94 млн евро. Капитальные затраты без НДС - почти 72 тыс. евро. Из них первая производственная очередь оценена в 60 млн евро. Инвестиции во вторую производственную линию составят порядка 12 млн евро.
«Эти деньги пойдут на приобретение технологического оборудования. Завод спроектирован на переработку 400 тонн молока, поэтому с точки зрения инженерных коммуникаций мы уже к этому готовы. Строительных работ как таковых вестись не будет», — уточняет Луцко.
На вторую производственную очередь выделяет кредит Банк развития совместно с «Промагролизингом» — основным владельцем завода. Еще один банк выделил кредит для покупки сельхозпредприятия. А вот чистой прибылью молодому предприятию хвастаться пока рано.
«Не хуже, чем в Минске!»
Окончательно решился вопрос и с сырьем во многом благодаря покупке хозяйств «Приозерское-Агро» и «Дяковичи», которые после приобретения объединили в одну структуру. Сейчас «Приозерское-Агро» поставляет на завод 20 тонн молока в сутки — это 8% поступающего на завод сырья. Луцко называет это хорошим динамическим показателем.
Если два года назад предприятие работало и с иностранным сырьем, то теперь молоко используют только белорусское. Основные поставщики молока — это Житковичский, Рогачевский, Речицкий районы и Гомельская область.
«Очень большое внимание уделяем собственной сырьевой зоне. В „Приозерское-Агро“ и „Дяковичи“ (Житковичский район. — Прим. TUT.BY) у нас находится 4 молочно-товарные фермы. В покупку акций и последующие инвестиции предприятия „Приозерское-Агро“ мы вложили совокупно 6,758 млн евро», — поясняет Ольга Луцко.
Подробнее о сделке с ОАО «Приозерское-Агро» нам рассказал владелец завода — он же председатель наблюдательного совета ОАО «Туровский молочный комбинат» Игорь Чернявский.
«После визита президента по его поручению мы приобрели эти хозяйства. Покупка „Приозерское-Агро“ стоила около 5 млн долларов. Это были кредитные средства „Белагропромбанка“. Мы сейчас добились соглашения с банками о том, что на погашение кредита не будем направлять деньги, которые предприятие зарабатывает. Чтобы мы сейчас их инвестировали в развитие и запустили завод на полную мощность — 500 тонн. После этого будем погашать кредиты. Ориентировочно — до 2023 года», — сообщил он.
По условиям покупки хозяйства, старые фермы пообещали не забрасывать. Под руководством председателя наблюдательного совета ОАО «Приозерское-Агро» Александра Ильянова сооружения частично реконструировали и построили новые на 1000 голов. «Не хуже, чем в Минске!» — хвастается Ильянов.
Строительство молочного комплекса «Морохорово» завершили в прошлом году. Банк развития для этих целей выдал кредит в 10 млн долларов. Возвращать их будут в течение 20 лет. На следующий год планируется строительство молочно-товарной фермы в деревне Дуброва на 800 голов на собственные средства.
«Собственные средства» — так Ильянов называет средства ОАО «Приозерского-Агро». Примерная цена нового комплекса — 1,5−1,7 млн рублей. Запустить его планируют в 2018 году.
Из 400 тыс. рублей от реализации молока в «Морохорово» 200 тыс., как говорит Ильянов, уходит на погашение кредитов. «Но в этом и прошлом году мы не брали ни одного кредита. Так мы себя освободили от процентов», — уточняет он.
Для сравнения нам показали несколько новых сооружений, которые построили на средства из кредита в молочном комплексе «Морохорово». Например, этот — с современными доильными блоками обошелся в 4,7 млн рублей.
«А теперь пойдемте, я вам покажу, что можно сделать за маленькие деньги», — говорит Ильянов и ведет нас к старым коровникам на молочно-товарной ферме «Морохорово».
Семь вот таких восстановленных на свои средства коровников (правда, со старым молокопроводом) находятся неподалеку. Но, как убеждает нас председатель, старый молокопровод ничем не хуже нового, главное — следить за его состоянием.
Например, один из таких реконструируемых сараев обошелся в 150 тыс. рублей. Часть из семи уже реконструирована. Ильин говорит, что вложили в обновление сараев «копейки» — на некоторые потратили меньше чем 100 тыс.
Не для любого магазина
Ольга Луцко рассказывает напоследок о новых продуктах и поясняет, для кого в Беларуси выпускают итальянские сыры.
— Это продукт, боюсь кого-то обидеть, не для любого магазина. Это дорого, есть определенные сроки хранения продукта, и есть определенная целевая аудитория.
Директор говорит, что сыры делают для среднего класса, но их легко найти во всех популярных сетях магазинов.
А с июля этого года Туровский завод начал работать с новым специализированным брендом CooKing. Он будет использоваться исключительно в сегменте HoReCa — в кафе и ресторанах для приготовления шеф-поварами.
Продукт выпускают по технологиям, адаптированным к потребностям целевого сегмента. Для профессионалов будут поставлять в основном килограммовый батон моцареллы для пиццы, а также маскарпоне, рикотту и кремчиз во вместительной таре.
В декабре на комбинате планируют выпустить премиальный сыр Villmonte. В первую очередь рассчитывают, что этот сыр завоюет экспортные богатые рынки, например, ОАЭ.