МВФ об экономике Беларуси: повышенная уязвимость, проблемы у банков, несколько завышенный курс

Источник материала:  
21.09.2016 14:01 — Новости Экономики

Исполнительный совет Международного валютного фонда завершил консультации с Беларусью в соответствии со Статьей IV. В распространенном в среду итоговом документе отмечено, что значительную часть 2015 года и в начале 2016 года экономические условия в Беларуси характеризовались волатильностью.

Миссия МВФ начала в Минске переговоры о программе реформ и кредите для Беларуси

«Вследствие внутренних структурных недостатков и негибкости, а также внешних потрясений экономика сократилась на 3,9% в 2015 году, аналогичная ситуация наблюдалась и в первой половине 2016 года», — говорится в сообщении. Обменный курс национальной валюты резко снижался в течение 2015 года и на протяжении части 2016 года, при этом, по оценке экспертов, курс остается завышенным примерно на 10%. Реальная зарплата существенно сократилась по сравнению с 2014 годом, а убытки предприятий выросли.

Проведение более жесткой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики в течение большей части 2015−2016 годов содействовало макроэкономической стабилизации. Обменный курс сейчас стабилизировался, а спреды по международным облигациям сократились. После перехода к более гибкому режиму обменного курса в начале 2015 года резервы стабилизировались, а в последние месяцы они начали расти. Дефицит счета текущих операций немного повысился в этом году, но находится на гораздо более низком уровне, чем несколько лет назад. В последние месяцы общий уровень инфляции начал снижаться, несмотря на значительное повышение регулируемых тарифов на коммунальные услуги в начале 2016 года.

По-прежнему отмечается повышенная уязвимость. Замедлилось кредитование частного сектора, снизилось качество активов, ослабла рентабельность банков. Все эти факторы в сочетании с медленным урегулированием проблемных кредитов привели к росту числа необслуживаемых кредитов. Риски для системной ликвидности повышены ввиду высокого уровня долларизации банков и несоответствия валютной структуры активов и обязательств в некоторых основных иностранных валютах. Увеличился государственный долг, несмотря на общий уровень профицитов, отчасти в связи с растущими реализованными убытками в секторе государственных предприятий. Внешний долг также увеличился, а объем резервов остается на низком уровне по международным стандартам.

МВФ ожидает дальнейшего сокращения экономики Беларуси в текущем и следующем годах, что объясняется все еще слабыми балансами и структурными препятствиями. Ожидается, что ограниченное восстановление экономики начнется в 2018 году, в то время как в среднесрочной перспективе потенциальный темп роста не превысит 2%, будучи ограниченным негативной демографической ситуацией и низкими темпами роста производительности в отсутствие более глубоких структурных реформ. Ожидается, что в течение следующих нескольких лет инфляция постепенно снизится до уровня немногим ниже десяти процентов.

В число важнейших внутренних факторов риска для перспектив развития входят темпы реализации программы реформ экономической политики и неопределенность в отношении масштаба квазифискальных обязательств. Во внешнеэкономической сфере в числе основных рисков ― устойчиво более низкие международные цены на энергоносители или сбои в договоренностях с Россией о ценах на энергоносители. Состояние балансов предприятий и банков, а также доверие населения по-прежнему чувствительны к любым значительным колебаниям обменного курса в связи с высоким уровнем долларизации, несоответствием валют активов и обязательств, ограниченным доступом к валютной ликвидности и существенных годовых валовых потребностей во внешнем финансировании.

МВФ приветствовал предпринимавшиеся с начала 2015 года официальными органами меры по стабилизации экономики и начало проведения институциональных и структурных реформ. При этом Фонд призывает для снижения факторов макрофинансовой уязвимости, восстановления буферных резервов и повышения темпов роста экономики и занятости провести последовательные и масштабные реформы.

Речь идет о реализации комплексной стратегии реформ в отношении государственных предприятий с целью повышения их производительности и эффективности, а также уменьшения бюджетных рисков. «В числе таких мер должны быть более надежное корпоративное управление и надзор, и более четкие механизмы по работе с проблемными структурами», — говорится в сообщении.

МВФ также рекомендует определить «четкие, равномерные и последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере коммунальных услуг до конца 2018 года». Решающее значение для Беларуси будет иметь улучшение делового климата, в том числе через шаги по вступлению в ВТО и по расширению конкуренции на товарных рынках.

Фонд рекомендовал официальным органам продолжить работать над укреплением бюджетной основы. Эксперты отметили, что некоторое ослабление возможно в краткосрочном плане, учитывая глубокую рецессию и отрицательный разрыв между фактическим и потенциальным объемами производства. «Вслед за этим должна последовать постепенная среднесрочная бюджетная консолидация с целью сокращения государственного долга, но с сохранением возможностей для расширенной системы социальной защиты и капитальных расходов», — говорится в сообщении.

МВФ подчеркивает необходимость укрепления ориентира долга путем включения в него государственных гарантий и долга органов местного управления. Также рекомендовано отражать в бюджете всю квазифискальную поддержку в целях повышения прозрачности.

Среди других рекомендаций — пенсионная реформа.

Эксперты Фонда приветствовали планы по постепенному переходу от количественных целевых показателей к таргетированию инфляции в среднесрочной перспективе, подчеркнув важность продолжения работы по постепенной отмене директивного кредитования и контроля над ценами, а также гарантий того, что пруденциальные лимиты в отношении процентных ставок являются временной мерой.

МВФ призвал официальные органы выполнить рекомендации, представленные по результатам проведения оценки стабильности финансовой системы, в том числе о переходе к независимому и основанному на оценке рисков надзору за финансовым сектором, реализации всеобъемлющей стратегии урегулирования проблемы необслуживаемых кредитов в сочетании с реструктуризацией предприятий, укрепление мер макропруденциальной политики по снижению рисков валютной ликвидности в связи с долларизацией, а также формирование действенной системы финансовой защиты.

Беларуси рекомендовано принять меры в отношении недостатков, выявленных в результате проверки качества активов ведущих банков. При этом, считают в Фонде, Банк развития должен сохранять свою ограниченную и четко определенную роль.

«Директора приняли к сведению заинтересованность официальных органов в программе, поддерживаемой ресурсами Фонда, и подчеркнули важность твердой приверженности на самом высоком уровне последовательной макроэкономической политике и глубоким, основанным на рыночных принципах реформам», — говорится в сообщении.

←Миссия МВФ начала в Минске переговоры о программе реформ и кредите для Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика