Накипело. В Минске прошел митинг обманутых дольщиков: «Мы втянулись в кредиты, люди умирали от рака, распались семьи»
Мероприятие состоялось в субботу 27 августа на сценической площадке парка Дружбы народов по согласованию с Мингорисполкомом. 10 спикеров поделились с журналистами историями, от которых волосы становятся дыбом. Здесь были и дольщики печально знаменитой «Валыни», жители комплексов «Маяк Минска», «Вивальди» и еще более вопиющие случаи, о которых почему-то все до сих пор умалчивали.
История Елены Шевчик тянется с 2004 года. Тогда инвестор ОДО «Перспектива-Инвест Строй» с Сергееем Демчуком во главе взялся за строительство престижного жилого комплекса на месте нынешнего «Белгидрометеоцентра». Проект активно рекламировался, привлекая деньги дольщиков, но так и не был реализован.
– Строительство жилого дома на Филимонова стартовало еще в 2005 году. К 2008 все квартиры были выкуплены дольщиками, однако, движения на площадке так и не появилось. Вскоре – землю забрали, и сегодня ровно на этом месте возводится «свечка» «Газпрома». 128 семей остались без крова и денег. Общая сумма ущерба– $10 млн. Люди втянулись в кредиты, продавали квартиры, распадались семьи, 5 человек умело от рака. Все из-за того ужаса, с которым нам приходится жить.
За все 10 лет, что я занимаюсь этим делом, я ни разу не слышала ни одной подобной истории. Мы бьемся в закрытые двери. Друзья Демчука – высокопоставленные чиновники, которые всячески стопорят процесс, вставляя палки в колеса.
В 2012 году Первомайский суд Минска оправдал Демчука по делу данного мошенничества. Оправдательный приговор неоднократно обжаловался в суде, и в 2013-ом дольщики добились лишения свободы бизнесмена на 8 лет. За этим последовало еще 2 уголовных дела по недостроям с общим ущербом в $20 млн.
– Отдельно отмечу, что Мингорисполком способствовал обману. Никакой помощи от чиновников мы не получили. Денег мы не вернули, несмотря на то, что арестована большая часть имущества Демчука. Реализация по данному делу не ведется до сих пор.
Мало того, за $2 млн наших средств перенесена смотровая площадка метеостанции. Эти деньги считаются освоенными, и в пользу дольщиков не взысканы. Землю изъяли – компенсации нет. Страховые договора с организацией «ТАСК» были незаконно расторгнуты без нашего ведома, однако, разбираться в этом деле правоохранительные органы не хотят. То, что происходит с нами – это страшно.
История Сергея из Боровлян уже звучала в СМИ. Мужчина пятый год не может принять квартиру у застройщика, потому что... утеряна проектно-сметная документация.
— В 2011 году я вступил в долевое строительство «двушки» в 10-этажном доме от застройщика ООО «Пригородстройинвест» в Боровлянах. Стройка была на стадии котлована, но квадратный метр не из дешевых. Выбор сделал в сторону хорошей репутации строительной компании, хотел, чтобы жилье было достойным. Из основных критериев для меня: высота этажа 2,8 метра, кирпичная кладка стен и горизонтальная разводка отопления с индивидуальными счетчиками тепла. В офисе застройщика уверили – все будет именно так.
Однако еще на стадии строительства вера в положительный исход начала таять: блоки фундамента выглядели «бэушные», со сколами и трещинами. Кое где не было раствора. Кладка стен осуществлялась без устройства железобетонного монолитного пояса, необходимого для обеспечения равномерной усадки здания. В итоге стены пошли трещинами. Кирпич заменили гипсовыми плитами, высота этажа оказалась 2,4 метра, а вместо заявленной системы отопления мы получили более дешевую старую модель.
После того, как разговоры с застройщиком ни к чему не привели, Сергей в компании еще трех дольщиков подал заявление в суд. Суд отклонил исковые требования в части снижения цены договора, но обязал застройщика выплатить компенсацию морального вреда (по Br3 млн на человека) и произвести «дефектацию жилых помещений».
— Что такое «дефектация» никто не знает! Если это устранение ошибок – то шансов на выполнение предписания суда у застройщика нет, ведь иначе придется заново строить дом. Пятый год застройщик умышленно не предоставляет мне акт приемки квартиры, а все для того, чтобы я не внес туда свои замечания. Оправдания смешны – проектная документация утеряна!
В своей борьбе с застройщиком Ольга шагнула дальше остальных. Жительница Витебска получила юридическое образование, чтобы отстоять свои права:
— Два пункта, которые прописаны в договоре и имеют важнейшее значение для дольщиков – это сроки и стоимость. Мы даже закрываем глаза на качество строительства, лишь бы не поменялись цена и срок ввода в эксплуатацию. Договор позволяет нам быть уверенными, что так оно и будет. Но не тут-то было. Застройщик в одностороннем порядке меняет условия договора, прописывая, что цена и сроки вариативны. Как это делается? – Легко. Из самого распространенного: «цена может меняться в зависимости от стоимости материалов» или «расчет производится по фактическим затратам». Просто вдумайтесь «фактические затраты» – какое это волшебное слово для застройщика! Если у дольщика претензии, ему говорится – вы видели, что вы подписываете…
— Наша история типичная. Мы внесли деньги по договору, дом построили, а когда мы пришли за ключами, нам сказали: «В течение трех дней вы приносите сумму эквивалентную $5 тыс. — $8 тыс., только тогда вы и получите квартиры». На резонный вопрос, «почему мы должны доплачивать?», директор УКСа (!) хихикая разъяснил: «Ничего мы не должны вам отвечать, придете и заплатите как миленькие. Хотите сходить в суд? Сходите, потренируйтесь. Хотите судиться с государством – что ж попробуйте».
Мы пошли в суд тренироваться. И тренируемся уже третий год. В рамках судебных разбирательств была выявлена целая серия нарушений. Все в нашу пользу. Но не взирая на все это, суд нам отказывает, потому что закон есть закон, но есть также и «фактические обстоятельства». Все эти «фактические обстоятельства» мы знаем и в лицо, и по фамилиям.
В таких условиях застройщики чувствуют себя полностью безнаказанными. Проблема есть и надо с ней бороться. Когда мы были на официальном приеме в Госконтроле Витебска, один из чиновников нам сказал прямым текстом: «Вас обокрали, и вы это заметили? Сделайте вид, что ничего не было»…
Среди присутствующих было несколько дольщиков крупнейшего застройщика Минска Dana Holdings. Наталья – жительница жилого комплекса «Вивальди» возмущена качеством строительства объекта:
– Наш дом хорошо известен по гастарбайтерам, которые проживали в пентхаусах, возникших в результате присвоения застройщиком технического этажа и надстройки. Однако проблема гораздо страшнее. Мы проживаем в пожароопасном доме. И подтверждено это актами МЧС. Правда, результат проверки крайне неожиданный – вместо предписаний застройщику, пострадало товарищество. МЧС считает, что все недостатки появились в ходе эксплуатации, а, значит, виноваты жильцы.
Со слов МЧС, мы сами повредили межэтажные перекрытия в электрощитовых нишах, испортили дымонепроницаемые двери. Никому нет дела, что экспертиза установила, что двери в принципе не соответствуют сертификатам. А «Минскдрев», фигурирующий в документах, и вовсе не признал их своим продуктом. На лицо явное мошенничество, но застройщик оказался безнаказанным. Мало того, внутренний пожарный водопровод (сухотруб) монтировался через год после сдачи дома: втихаря устанавливались краны, рубились стены. Естественно, что он никем не испытывался. Каким образом он сработает во время пожара? – неизвестно.
Мы уже третий год проживаем в таком доме, и никто не несет за это ответственности. И ведь проблема даже не в застройщике, проблема в том, что контролирующие органы на все закрывают глаза. Пока не изменится отношение к строительству «сверху», застройщики будут бесчинствовать, не неся никакой ответственности.
Немало вопросов было и у дольщиков ЖК «Маяк Минска». О «гондолах и фонтанах» там, конечно, никто и не мечтал, люди просят одного – технической экспертизы установленных лифтов, потому что это опасно для жизни.
Сергей Шунько – организатор митинга, и некогда потерявший деньги на строительстве квартиры с «Волынью» резюмировал:
– Сегодня дольщики не могут защитить свои права, даже в судах фактически всегда выносятся решения в пользу застройщиков. Дольщики лишены возможности получения достоверной информации по цене приобретенных площадей. Каждый второй застройщик даже не планирует строить так, как предусмотрена законом, зная, что никакой ответственности не наступит.
Мы хотим переговоров. Мы предлагаем запретить на законодательном уровне застройщику изменять существенные условия договора в одностороннем порядке, а также регистрацию этих изменений в органах исполнительной власти.
Уважаемый Александр Григорьевич, инициативная группа «Обманутые дольщики» просит вас обратить внимание на большое количество нарушений и открытое покровительство органов власти застройщикам. Льнокомбинат, «Камволь» и деревообработка — это семечки по сравнению со строительной отраслью. Нарушение законодательства о долевом строительстве позволяет организовывать схемы воровства и коррупции. Деньги дольщиков исчезают в никуда.
Поручите генпрокуратуре дать правовую оценку действиям проблемных застройщиков, в том числе и по долгостроям. А по выявлению коррупционной деятельности в сегменте долевого строительства, поручите разобраться комитетам госбезопасности и госконтроля.
Уважаемый Александр Григорьевич, начните прямой диалог с гражданами, вам не нужны посредники, вы можете получить достоверную информацию от своих граждан напрямую.
Закрывала митинг кандидат в депутаты Татьяна Короткевич:
— Это не политический митинг и я очень рада здесь с вами познакомиться. Для меня это познавательный опыт, так как я собираюсь стать депутатом парламента и защищать права и интересы граждан. Сегодня вы много говорили о том, что власть и законы не работают. Да, изменить что-то поможет лишь активная и трудоемкая работа в этом направлении. Сегодня я хочу пожелать вам мужества и удачи, хочу сказать, что восхищаюсь вашим упорством. Многие отстаивают свои права по пять- десять лет, это заслуживает уважения. Я вас прошу – не сдавайтесь!
Фото: Мария Сорока