ЕС и ЕАЭС интегрируются нескоро: безвизовый режим и свободная торговля не просматриваются
Необходимо наращивать усилия по нормализации и развитию отношений Европейского союза и Евразийского экономического союза с выходом в долгосрочной перспективе на всеобъемлющее интеграционное соглашение. К такому выводу пришли Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития и Международный институт прикладного системного анализа (IIASA, Австрия) в докладе «Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашения», опубликованном по результатам совместного проекта «Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств».
В реализации концепции общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» есть два горизонта планирования — краткосрочный и долгосрочный.
В краткосрочной перспективе авторы говорят о необходимости инвентаризации отношений между ЕС и РФ. «Но не менее важно добиться признания европейской стороной Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии для начала официального диалога между двумя союзами. Обязательным условием прекращения нынешнего противостояния является решение базовых политических проблем. Однако усилия в этом направлении должны быть подкреплены концептуальным анализом и поиском практических способов развития экономических отношений между ЕС и ЕАЭС», — отмечено в исследовании.
Авторы доклада исходят из допущения о будущем возвращении отношений между ЕС и Россией в конструктивное русло и появлении возможности отмены взаимных санкций. Необходимо долгосрочное видение и планирование в отношениях ЕС-ЕАЭС. Эксперты ЦИИ ЕАБР полагают, что заключение интеграционного соглашения между двумя союзами станет возможным к середине 2020-х годов. «Для этого необходимо уже сейчас на экспертном уровне определить перспективную повестку и подвести аналитический фундамент под будущие переговоры, — отмечает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. — Мы выделяем 20 перспективных направлений переговорного процесса».
Предполагаемое соглашение о сотрудничестве между ЕС и ЕАЭС должно быть всеобъемлющим с учетом широты охватываемых проблем, объема и структуры отношений и степени взаимосвязанности между двумя интеграционными объединениями. Такое соглашение может охватывать множество сфер взаимодействия — от торговли товарами и услугами до свободы передвижения капитала, безвизового режима, развития трансграничной и транзитной инфраструктуры, технического регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности, считают авторы исследования.
В докладе представлены краткое описание результатов обсуждения этих сфер потенциального сотрудничества ЕС-ЕАЭС и предварительные предложения. Они выработаны в процессе проведения шести круглых столов высокого уровня, объединивших представителей Европейской комиссии, ЕЭК, государственных органов и ведущих экспертов стран ЕС и ЕАЭС. В частности, в рамках круглых столов рассмотрены следующие вопросы:
• Торговый режим: чтобы быть выгодным для всех договаривающихся сторон, это соглашение не должно сводиться к созданию собственно зоны свободной торговли (обнуление или снижение импортных пошлин). Логика следующая: «классическая» зона свободной торговли не выгодна ни России, ни Казахстану — ведь обе эти страны экспортируют преимущественно сырье. В силу структуры торговых потоков Россия и Казахстан не заинтересованы в свободном торговом режиме с ЕС в узком смысле (то же верно и в отношении Армении, Беларуси и Кыргызстана, хотя и в меньшей степени, отмечено в исследовании). Уступки в сфере торговли товарами должны быть компенсированы встречными уступками и прогрессом в других сферах. Особое внимание должно быть уделено нетарифным барьерам: последствия снятия нетарифных барьеров могут быть намного более значимыми, чем последствия снижения импортных пошлин.
• Энергетика: вопрос энергетической безопасности является фундаментальным и для ЕС, и для ЕАЭС. В случае ЕС речь идет о стабильности предложения (безопасность источников энергоносителей и транзитной инфраструктуры, справедливые и предсказуемые цены), в случае России и Казахстана — о стабильности спроса (финансовая и экономическая безопасность, справедливые и предсказуемые цены), в случае транзитных стран — о стабильности доходов и поставок. Кроме того, все участники процесса заинтересованы в обеспечении безопасности окружающей среды и устойчивости энергетических систем.
• Транспорт и инфраструктура: очевидна необходимость модернизации и дальнейшего развития основных евразийских транспортных коридоров (автомобильных и железнодорожных) до 2030 года. Есть многочисленные технические варианты совмещения железнодорожных систем 1520 и 1435 (ширина колеи). Кроме того, имеется огромный потенциал развития общих рынков электроэнергии и трансконтинентальных волоконно-оптических линий связи. Ключевую роль в обоих случаях играют вопросы нормативного регулирования, безопасности и капиталовложений.
• Мобильность населения: в долгосрочной перспективе конечной целью выступает введение безвизового режима. Кроме того, реальны организация крупномасштабных академических обменов и решение проблемы мобильности трансграничных пенсионных потоков. Вместе с тем, вопрос трудовой миграции в контексте отношений ЕС — ЕАЭС на данном этапе поднимать преждевременно.
• Методика оценки экономических эффектов в контексте ЕС-ЕАЭС: экспертное сообщество не должно ограничиваться оценкой краткосрочного прямого воздействия на торговлю. Необходимо также проанализировать долгосрочные и косвенные последствия заключения соглашения, особенно те последствия, которые связаны с нетарифными барьерами. Их надлежащая оценка потребует применения нескольких современных методов анализа и моделирования.