Эксперт: Пороговое значение проблемных активов банков составляет 15-20%
Белорусские банки близки к пороговому уровню проблемных активов, превосходить который нежелательно. Такое мнение в беседе с корреспондентом БелаПАН высказал финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
Напомним, в первом полугодии размер проблемных активов белорусских банков увеличился вдвое, на 1 июля доля необслуживаемых долгов в банковской системе составила 13,4%.
«Мы приблизились к предельному уровню проблемных активов в банковской системе. Пороговое значение проблемных активов, судя по опыту других стран, находится в диапазоне 15−20%. В целях обеспечения финансовой стабильности превосходить этот уровень нежелательно», — считает Александр Муха.
При этом он обратил внимание, что кредитные риски, характерные для банков, могут трансформироваться в проблемы для государственного бюджета.
«Когда мы говорим о кредитных рисках, следует понимать, что они могут трансформироваться в фискальные риски, поскольку по значительной части директивных кредитов выдавались госгарантии. И в этих случаях, если заемщик не платит по кредитам, рассчитываться перед банками должен бюджет», — объясняет Муха.
Напомним, по данным Нацбанка, 19% кредитного портфеля банков находится под гарантиями правительства и местных органов власти.
С целью снижения рисков для финансовой стабильности Нацбанк снижает сегодня стоимость кредитных ресурсов на финансовом рынке, считает Муха.
«По более низкой процентной ставке вероятность неисполнения обязательств по банковским кредитам ниже. Поэтому Нацбанк сегодня двигает процентные ставки по кредитам вниз, пытаясь снизить долговую нагрузку, которую имеют предприятия», — полагает Александр Муха.
Как сообщалось ранее, с 17 августа Нацбанк Беларуси снизил ставку рефинансирования с 20% до 18% годовых. Одновременно с этим были снижены до 23% рекомендуемые регулятором предельные ставки по рублевым кредитам юридическим лицам.
«Снижение процентных ставок улучшит способность нефинансовых организаций по выполнению кредитных обязательств перед банками, уменьшив тем самым риски для финансовой стабильности», — объяснял в августе принятое решение Нацбанк.