Мотовелозавод хотят возрождать всем Минском
Строительство новой площадки для «Мотовелозавода» планируется профинансировать за счет отчислений промышленных предприятий Минска в инновационные фонды. Об этом TUT.BY рассказали несколько источников, знакомых с ходом совещания у мэра Минска Андрея Шорца.
Напомним, после ареста основного акционера ОАО «Мотовело» Александра Муравьева выпуском велосипедов и мототехники занялось ООО «Мотовелозавод» под руководством бывшего столичного градоначальника Николая Ладутько. Учредителями нового предприятия выступили комплекс «Минск-арена» и опытно-механический завод, главным акционером которого является Мингорисполком. Чтобы обеспечить выпуск продукции, «Мотовелозавод» взял в аренду за небольшую плату у «Мотовело» производственные линии, которые остались на плаву в одном сборочном цеху. Но, понятно, что так долго данная конфигурация существовать не может. Поэтому на уровне правительства стал обсуждаться вопрос, что дальше делать с производством вело- и мототехники. А делать что-то надо, потому что Александр Лукашенко поставил задачу сохранить бренды «Аист» и «Минск». По словам собеседников, этому и было посвящено совещание в Мингорисполкоме «дней 10 назад».
Изначально обсуждалась идея размещения мощностей «Мотовелозавода» на неиспользуемых площадях «Горизонта», «Интеграла» или «Агата». Однако рабочая группа посчитала такое предложение «нецелесообразным ввиду физического и морального износа площадок».
Зато нашло поддержку предложение построить новый корпус «Мотовелозавода» на действующей территории «Мотовело», изъяв у него земельный участок. Реанимировать производство на месте старых цехов практически невозможно. Изношенность некоторого оборудования и энергосетей достигает 100%. Но тут уперся вопрос финансирования. За чей счет банкет? Ранее Ладутько говорил, что на все это для начала нужно порядка 7 млн долларов. А на лет шесть нужно где-то до 50 млн долларов, если включать сюда еще и развитие локального производства электротехники.
Мэр Минска Андрей Шорец сразу сказал, что в бюджете города нет ресурсов для этих целей. Профинансировать новый завод для МВЗ можно за счет инновационных фондов: Мингорисполкома, Министерства промышленности и др. Но в большинстве своем это будут отчисления промышленных предприятий Минска. «Они и так на ладан дышат. Получается, что промышленники должны вытягивать проект, который довольно спорный. Беларусь уже опоздала в создании своих велосипедов и мотоциклов. Есть ли смысл этим заниматься только ради сохранения брендов «Аист» и «Минск», — рассуждает источник в промышленных кругах.
По итогам совещания МИД поручено инициировать процедуру антидемпингового расследования в отношении велопродукции, импортируемой из стран, не входящих в ЕАЭС. Ладутько велено найти инвестора для совместной деятельности по производству вело- и мототехники. Подведомственные предприятиям Минпрома должны обеспечить локализацию вело-мотокомпонентов. Ранее Ладутько говорил, что обратился на промышленные предприятия страны с вопросом, кто сможет выпускать комплектующие к вело- и мототехнике, но не за баснословные деньги. В итоге предприятия оказались не готовы производить нужные запчасти.
В середине 1990-х российские бизнесмены Александр и Юрий Начевкины были эксклюзивными дистрибьюторами Минского мотовелозавода на российском рынке. Но потом их провадили. Те, побыв некоторое время не удел, начали размещать на китайских заводах заказы на производство велосипедов под собственным брендом STELS, который уже хорошо известен в Беларуси. Сейчас в состав холдинга Начевкиных «Веломоторс» входят несколько производственных площадок — в Московской, Брянской областях и Краснодарском крае.
Еще одним дискуссионным вопросом в ходе совещания, по словам наших источников, стали долги «Мотовело» перед банками под залог имущества. Среди них Белгазпромбанк, Альфа-Банк, Беларусбанк, МТБанк, Белинвестбанк и латвийский Риетуму. По информации TUT.BY, общая сумма задолженности составляет порядка 60−65 млн долларов. «Муравьев, когда входил на „Мотовело“, завел в Беларусь деньги. Типа инвестиции. Но, судя по всему, это были заемные средства. Он в последствии их вывел, заменив кредитами белорусских банков», — рассказал собеседник, знакомый с ходом совещания в Мингорисполкоме.
Сейчас ситуация и «вовсе повисла в воздухе». Муравьев арестован, ждет суда. «Мотовело» фактически не работает. Кредиты давят на банки. Было предложено банкротить «Мотовело». Но сами банки не хотят писать заявление, потому что это автоматически повлечет рост резервов, которые формируются за счет прибыли. «Они хотели преференции по части резервов от Нацбанка, чтобы это не так давило на прибыль. А им отказали. Формально — виноваты сами банки, которые выдавали кредиты под такой фантом-проект. Но с другой стороны, банки можно понять. Поручение профинансировать [мотовелозавод Муравьеву] спускалось сверху. Пока бумага дошла до банков, никто из высокопоставленных лиц не возразил. Если бы банки были против, то их обвинили бы в саботаже исполнения поручения президента. Но они выполнили. Однако проект прогорел — получается, виноваты только банки», — пересказывает мнение банкиров информированный источник.
В итоге банкам предложили реструктуризацию задолженности ОАО «Мотовело». Но они «не очень довольны всеми этим рассрочками и оттягиванием очевидного конца проекта». «Массовую продукцию в Беларусь поставляет Россия, Китай и другие страны. Мы сами все собираем из китайских комплектующих. Большого экспорта тоже не предвидится. Мы опять пытаемся сохранить бренд, реанимировать то, что уже невозможно сделать. Ну, если только какие-то чудеса не произойдут», — резюмируют собеседники.
Ладутько передумал строить велозавод на новом месте и предлагает банкротить «Мотовело»