"Мы давние партнеры". Как белорусы помогают Мазепину контролировать "Уралкалий"
В конце минувшей недели наделала много шума покупка компанией белорусского бизнесмена Дмитрия Лобяка 20% акций «Уралкалия» у структур российского миллиардера Михаила Прохорова. Чем знаменательна данная сделка? Кто такой Дмитрий Лобяк? И возможно ли возрождение белорусско-российского калийного картеля?
Участники рынка считали, что покупателем доли Прохорова должен стать «Уралхим», уже владеющий 19,9% «Уралкалия» и определяющий операционную деятельность этой компании. Позже, по данным «Ведомостей», предполагалось, что пакет «Онэксима» выкупит сам «Уралкалий». Финансировать сделку тоже должен был Сбербанк, крупнейший кредитор «Уралкалия». Но долговая нагрузка на «Уралкалий» была бы слишком высока, был риск превысить лимит на одного заемщика, поэтому был выбран другой вариант. По информации российским СМИ, в сделке была и переуступка «Онэксимом» своего долга по займу, взятому на покупку акций «Уралкалия». Как была структурирована сделка с акциями, заложенными в ВТБ по этому кредиту, не раскрывается.
В итоге покупка прошла на заемные средства, предоставленные одним из российских банков. Сумма сделки не раскрывается, но источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, отмечает, что она заключена с существенной премией к рынку (цена пакета на Московской бирже — около 2 млрд долларов).
Но для многих было удивлением увидеть в качестве покупателя белорусского трейдера Дмитрия Лобяка. Впрочем, это только на первый взгляд. Лобяк управляет минской компанией «Юрас Ойл», которая является официальным дилером «Уралхима» в Беларуси, и окончил вместе с Дмитрием Мазепиным, которому принадлжит «Уралхим», Минское суворовское военное училище в 1985 году. Поэтому приход дружественного акционера напомнил аналитикам покупку «Уралкалия» Сулейманом Керимовым, который приобрел пакет с партнерами, а затем выкупил на себя. Если это так, то Дмитрий Мазепин, у которого сейчас слишком высокая долговая нагрузка для таких покупок, может впоследствии консолидировать актив.
Дмитрий Лобяк утверждает, что «цель этого приобретения та же, что и у любого другого — получение прибыли». «Уралкалий» — прибыльная компания. У меня есть опыт работы в сфере минудобрений, и я считаю, что отрасль в целом и компания «Уралкалий» имеют хорошие перспективы. Это можно назвать целенаправленной инвестицией в одну из перспективных, на мой взгляд, компаний", — написал TUT.BY бизнесмен.
На рынке не исключают, что сделка может способствовать восстановлению отношений «Уралкалия» с «Беларуськалием», скандально разорванные Сулейманом Керимовым (тогда контролировал «Уралкалий») и Владиславом Баумгертнером (экс-гендиректор, месяц провел в СИЗО КГБ Беларуси) в 2013 году. Их совместный трейдер — Белорусская калийная компания (БКК) — контролировала примерно 40% мирового рынка и диктовала цены.
Во время недавнего народного собрания Александр Лукашенко заявил, что готов возобновить работу с «Уралкалием», но на белорусских условиях. Ранее это означало, что сбытовая структура должна находиться «только в Минске». «Сегодня они ["Уралкалий"] готовы с нами объединяться. Мы не против, но на наших условиях. Условия нормальные для них. Пожалуйста, давайте возобновим работу [совместной компании]. Давайте договоримся, сколько будем производить мы, сколько вы, и поделим рынки, и не будем соперничать друг с другом. Думайте, мы не торопимся», — сказал Лукашенко. По его словам, сейчас почти каждый месяц в Администрацию президента идут обращения со стороны новых акционеров «Уралкалия»: «примите нас, хотя бы примите». «Я говорю: будут предложения, готов с вами встречаться. А ради того, чтобы на рынке обратили внимание, что мы тут чуть ли не в обнимку уже, — нам это не надо», — отметил он.
Была ли эта сделка с выкупом доли Прохорова с прицелом на возрождение объединенного трейдера с «Беларуськалием», спросили мы у Дмитрия Лобяка. «У двух компаний, насколько известно, сейчас достаточно конструктивные взаимоотношения. По мере необходимости они поддерживают рабочие контакты, находятся в диалоге. Мне кажется, что развитие эффективного партнерства в любом случае пошло бы на пользу и российской, и белорусской стороне. Надеюсь, что так и произойдет», — считает бизнесмен.
Лобяк не имеет отношения ни к «Беларуськалию», ни к БКК. Но говорит, что его «абсолютно корректно называть белорусским бизнесменом». «В Беларуси провожу достаточно много времени. Здесь находится моя семья, мой бизнес, компания, которой я руковожу. Что касается отношений с Дмитрием Мазепиным — мы давно друг друга знаем, у нас давние деловые партнерские отношения», — сказал Дмитрий Лобяк в интервью TUT.BY.
Компания «Юрас ойл» основана в 2004 году. Ее ключевыми клиентами в Беларуси являются ряд предприятий химического комплекса Беларуси: «Гродно-Азот», «Нафтан», Белорусский Нефтяной Торговый Дом и др. «"Уралхим" считает белорусский рынок достаточно важным для себя и стремится на нем присутствовать. В разные годы объемы поставок колебались, сейчас они по понятным экономическим причинам не самые высокие. В предыдущие годы речь могла идти от десятков тысяч тонн до сотен тысяч тонн продукции ежегодно», — говорит Лобяк.
В июне этого года в Соликамске, где находятся рудники и обогатительные фабрики «Уралкалия», была зарегистрирована компания «Верхнекамский электромеханический завод». Учредителями значатся Юрий Климко (49%), Александр Кульбицкий, Дмитрий Лобяк и Евгений Шавель (по 17%). Шавель был однокурсником Мазепина и Лобяка по суворовскому училищу.
Климко является директором белорусской компании «Вольна», которая занимается ремонтом и модернизацией промышленного электрооборудования с 1994 года. Среди клиентов БМЗ, «Белшина», МАЗ, МТЗ, «Полимир» и другие. «Вольна» является официальным партнером таких компаний как Siemens, АВВ, SKF и др., осуществляет сервис и ремонт электродвигателей, генераторов.
Юрий Климко лишь сказал TUT.BY, что «мы уже давно участвуем в тендерах «Уралкалия», но о планах новой зарегистрированной компании говорить отказался.
Миллиардер Мазепин: Я связан с Беларусью родителями, а не бизнесом