"Уралкалий" стал ближе к Беларуси: кто на самом деле купил 20% акций?
МИНСК, 9 июл — Sputnik. Компания "Юрас Ойл" — белорусский дилер химической продукции и нефтетрейдер — приобрела у группы "Онэксим" 20% акций российского производителя калийных удобрений ОАО "Уралкалий", эта структура является близкой к холдингу "Уралхим", которым владеет уроженец Беларуси Дмитрий Мазепин, сообщили Sputnik в холдинге.
В пятницу вечером стало известно о том, что 20% "Уралкалия", принадлежащие группе "Онэксим", которой владеет российский олигарх Михаил Прохоров, выкупил никому не известный белорусский нефтетрейдер.
"Мы подтверждаем реализацию 20%-ного пакета "Уралкалия" структурам, близким к владельцу "Уралхима" Дмитрию Мазепину", — сообщили Sputnik в "Уралхиме".
В свою очередь в "Уралкалии" отказались от каких-либо комментариев, поскольку производитель хлоркалия "не является стороной сделки".
Долгая дружба с "суворовских времен"
Компания "Юрас Ойл" до настоящего времени была не слишком известна в Беларуси.
Как отмечается на сайте "Юрас Ойл", гендиректором компании является Дмитрий Лобяк.
Компания была основана в 2004 году. Сейчас она выступает качестве официального дилера торгового дома "УралХим" на белорусском рынке, организация поставляет сырье на "Гродно-Азот", "Гомельский химический завод", "Нафтан" и другие, в числе ее торговых контактов — сотрудничество с белорусским спецэкспортером нефтепродуктов ЗАО "Белорусская нефтяная компания".
Публичной информации о Лобяке немного. Известно лишь то, что он родился в 1968 году, закончил суворовское училище. Как следует из списков 29-го выпуска училища, который опубликован на сайте Союза суворовцев и кадет, вместе с Лобяком в этом выпуске был и Дмитрий Мазепин, нынешний владелец "Уралхима".
Примечательно, что Лобяк не входит в ТОП-200 белорусских бизнесменов, который ежегодно составляет белорусское издание "Еженедельник" на основе данных из открытых источников, исходя из совокупной величины активов бизнесменов и степени их влияния на деловую и политическую среду в стране.
"Можно предположить, что в данном случае компания "Юрас Ойл" выступила по сделке неким свадебным генералом, который помог "Уралхиму" укрепить свои позиции в Уралкалии", — прокомментировал Sputnik источник в нефтетрейдерских кругах.
Сколько стоил пакет и откуда деньги?
Источник также обратил внимание на то, что предполагаемая цена сделки никак не совпадает с масштабами бизнеса Лобяка.
Он привел данные Московской биржи, согласно которым на 18:09 мск стоимость 20% пакета акций Уралкалия оценивалась примерно в 1,6 миллиарда долларов.
"Очевидно, эту цифру можно рассматривать в качестве суммы сделки, хотя некоторые источники утверждают, что 20-процентный пакет акций обошелся несколько дешевле. Встречаются самые разные цифры, но все они больше миллиарда долларов", — сказал собеседник агентства.
"Считать деньги в чужом кармане — не очень этичное занятие, но в данном случае понятно, что не слишком известный химический трейдер может располагать такой суммой. Для этого надо вынуть все деньги из оборота и еще кредитов набрать", — заметил собеседник агентства.
Поэтому, предполагает он, "Юрас Ойл" в этой сделке мог выступать только как юрлицо — покупатель, "но средства, скорей всего, заемные или, так сказать, "дружественные".
Теперь ближе к Беларуси?
До сделки по продаже 20% пакета Уралкалия Уралхиму, подконтрольному Мазепину, принадлежало 19,99% компании, группе "Онэксим" — 20%, еще 51,05% акций были на балансе дочерней компании "Уралкалий-Технология" (квазиказначейский пакет, из них 12,61% были заложены в компании "ВТБ Капитале", которая представляет инвестиционные интересы Группы ВТБ, а затем рефинансированы в Сбербанке).
"Если информация о том, что 20% Уралкалия купили структуры, близкие Мазепину, теперь фактически его доля в Уралкалии составляет 40%. Это не контрольный пакет, но однозначно больше, чем блокирующий пакет, такая доля позволяет в значительной степени влиять на производственную и ценовую стратегию калийного гиганта", — сказал собеседник Sputnik.
Он напомнил, что Мазепин давно вынашивал планы "прибрать Уралкалий полностью к своим рукам". "Теперь эта мечта стала ближе", — заметил источник.
Собеседник агентства также напомнил, что еще одной давней мечтой Мазепина было воссоздание альянса Уралкалия и Беларуськалия после калийного скандала лета 2013 года и развала калийного картеля.
В 2014 году Мазепин приезжал на переговоры с президентом Беларуси Александром Лукашенко и предлагал ему эту идею. Однако переговорщики не сошлись в основных условиях.
Неожиданностью для всех стало заявление белорусского президента в кулуарах Всебелорусского народного собрания. Тогда Лукашенко заявил журналистам о том, что в Минске не исключают воссоздания калийного альянса, но только на белорусских условиях: офис компании должен размещаться в Минске, вся деятельность ее должна быть полностью прозрачна для белорусской стороны и подконтрольна белорусским властям.
Тогда же Лукашенко заметил, что переговорщики с российской стороны по этому вопросу "каждую неделю" к нему ездят, однако о результатах этих переговоров белорусский лидер умолчал.
"Теперь, когда пришли новости по продаже 20% Уралкалия де-юре белорусской компании, можно предположить, о чем шла речь на этих переговорах. Ведь такие сделки не совершаются за один день, им предшествует тщательная подготовка, взвешивание и анализ всех факторов на рынке, прощупывание позиций будущих партнеров и противников", — заметил в данной связи источник.
Нужен ли Беларуськалию калийный альянс?
Между тем, за годы, прошедшие с развала калийного альянса с Уралкалием, Беларуськалий и его новый эксклюзивный трейдер ОАО Белорусская калийная компания (БКК) сумели существенно укрепить свои позиции на калийном рынке, не только наверстав потери, но и выйдя на новые рубежи.
По данным Международной Ассоциации производителей удобрений, мировой объем экспортных поставок в 2015 году сократился на 5,7%. При этом БКК снизила экспорт калийных удобрений на 3,1% в сравнении с 2014 годом до 9,2 миллионов тонн (в физическом весе). В то же время доля БКК в мировом экспорте увеличилась с 18,8% в 2014 году до 19,3% в 2015 году, что стало рекордным результатом за всю историю белорусской калийной отрасли.
В сентябре 2015 года на церемонии начала строительства горно-обогатительного комплекса компании "Славкалий", созданной при участии российского бизнесмена Михаила Гуцериева, Лукашенко рассказал, что представители Уралкалия в конце 2014 года и в январе 2015 года приезжали к нему с предложением возобновить сотрудничество. Белорусский президент переадресовал их к гендиректору БКК Елене Кудрявец, которая, в свою очередь сказала: "Пока обойдемся".
Как отмечают белорусские эксперты калийного рынка, основным ценовым ориентиром для мирового рынка хлоркалия всегда были контракты Китая и Индии. БКК в 2015 году впервые с 2011 года смогла достичь договоренности о повышении цены по сравнению с прошлогодним.
В текущем году БКК подписала контракт со своим стратегическим партнером в Индии — компанией IPL — на поставку 700 тыс. тонн калийных удобрений на 2016-2017 финансовый год по цене 227 долларов за тонну CFR на условиях 180-дневной отсрочки. Эта цена сопоставима с нижним уровнем спотовых цен в Юго-Восточной Азии и без дополнительных дисконтов. Тем более что Китай хотел получить цену на уровне 180 долларов за тонну.
Компания укрепляет свои связи с Китаем — в мае 2015 года подписан меморандум с "Синохем" о пятилетнем сотрудничестве в вопросах поставок.
Основным каналом перевалки белорусского хлоркалия является порт Клайпеды, где с весны 2013 года у Беларуськалия есть собственность — 30% акций терминала "Бирю Кровиню Терминалас" (BKT).
Кроме того, примерно год назад БКК стала основным акционером литовской компании Fertimara (эта компания занимается, агентированием в Клайпедском порту и фрахтованием судов, а также предоставлением транспортно-экспедиторских услуг). Сейчас БКК развивает Fertimara в качестве своего приоритетного судового брокера, что позволяет ей получать дополнительные преимущества и доходы в области фрахта судов. Таким образом, сейчас все звенья экспортной цепи БКК работают в одной связке: производитель, продавец, стивидор, судовой агент, брокер, а также Белорусская и Литовская железные дороги.
В скорой перспективе заметно вырастет и ресурсная база БКК — за счет строительства предприятий под Петриковым в Гомельской области. В свою очередь "Славкалий" готов реализовывать часть объема калийных удобрений через каналы БКК в обмен на пропорциональную долю в уставном капитале.
В 2015 году гендиректор БКК Елена Кудрявец в интервью СМИ отмечала, что сейчас позиции БКК на рынке таковы, что альянс с Уралкалием или другим игроком на рынке не является необходимостью.
В то же время, считают эксперты, крепкие позиции БКК позволят Беларуси "предметно торговаться за свои условия, если решение о новом калийном альянсе будет принято".