"Окопались на российском рынке - не выковырять". Куда нацелился передовой сельхозэкспорт
Белорусский сельскохозяйственный экспорт в условиях падения цен на ключевые для внешней торговли товары, нефтепродукты и калийные удобрения, становится объектом все более пристального внимания. Растут объемы и вместе с ними растет давление и внимание к белорусским производителям со стороны конкурентов и проверяющих. О том, как Беларусь планирует отвоевывать рынки и почему производители не желают искать альтернативы привычному российскому рынка, журналистам рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси Алексей Богданов.
Растем и догоняем
«Ежедневно АПК приносит в бюджет валютную выручку на 11 млн долларов. С учетом выходных. Из них 6 млн долларов — продукция предприятий системы Минсельхозпрода», — позитивно начинает Богданов.
По итогам января-мая предприятия Минсельхозпрода экспортировали продукции на 839,5 млн долларов (минус 5,6% к аналогичному периоду прошлого года). Причем недобор по сравнению с прошлым годом, обусловленный снижением уровня цен, постепенно сокращается — по оперативным данным за полугодие экспорт достиг 1,056 млн долларов, что на 4,9% ниже уровня прошлого года.
По базовому прогнозу, уточняет начальник управления, по итогам года выручка от сельхозэкспорт сравняется с прошлогодней, по оптимистичному — вырастет на 5,5%.
При этом, подчеркивает Богданов, АПК остается одной из немногих отраслей в сфере производства товаров, плюсующей в натуральном выражении. К примеру, за пять месяцев рост экспорта в натуральном выражении обеспечил дополнительную выручку в размере 90 млн долларов. Экспорт молока и молочных продуктов за этот период вырос на 16,1% (на 209 тысяч тонн), мяса и мясопродуктов — на 5,5% (на 3,8 тысяч тонн).
«Впервые за долгие годы кризиса по экспорту мяса мы вышли в плюс. Вы помните — мы были закрыты для поставок из-за АЧС в 2013-м году», — отмечает собеседник. В том числе прирост поставок изделий из мяса и мясных консервов составил 30%, колбасных изделий — 79,6%. «Это особенно радует — это конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, о чем мы постоянно говорили предприятиям — хватит торговать полутушами! Ваша прибыль — это торговля готовыми изделиями», — уточняет Богданов.
Небольшой прирост есть по мясу птицы и говядине. «Наконец, сдвинулась с мертвой точки свинина — предусмотренные санитарными и ветеринарными нормами периоды закончились, поставки стали возобновляться. Тут рост — тысячи процентов, скорее можно говорить о возобновлении экспорта», говорит начальник управления.
Прирост поставок сливочного масла составил — 17,5%, сыра — 36,4%, творога — 11,6%, сухого молока — 10,2%. Снижение есть только по сухому обезжиренному молоку — сырье стараются перенаправить на выпуск продуктов с более высокой добавленной стоимостью, кроме того, сокращение предусмотрено балансами взаимных поставок с Россией.
Богданов заверяет, что все экспортные поставки сельхозпродукции имеют положительную рентабельность: по мясу — около 20%, по молочной продукции — от 20 до 40%. При этом в нынешнем году удалось повысить экспортные цены по молоку и мясу в российских рублях. «Благодаря продуманной и грамотной внешней маркетинговой политике», — улыбается Богданов, не углубляясь в традиционно закрытую тему. К примеру, экспортная цена сыра в российских рублях выросла на 16%, сухое обезжиренное молоко — на 26%.
Есть уже позитивные сигналы с мировых рынков — к примеру, в ЕС отмечен рост цен на масло, что производители считают очень благоприятным фактором.
«Окопались — не выковырять»
Отдельная тема внешней торговли в последние годы — диверсификация. На столе у начальника управления — путеводитель по Австралии из серии «Оранжевый гид». Но шутки, мол, вот и дальше дальней дуги белорусы нацелились, оказываются реальным направлением. «Это от главы австралийского союза предпринимателей. Целую программу с ним разработали. Вот и книжку дал полистать. Диверсификация у нас идет по многим странам», — рассказывает Богданов.
В нынешнем году поставки продукции АПК осуществлялись в 48 стран, как и в прошлом году. Среди новых направлений в Минсельхозпроде отметили начало поставок белорусской курятины от Дзержинской птицефабрики через американскую Rastelli Foods Group, Inc в Кению по программе ООН. «Три контейнера в месяц. Вот уже месяц отработали», — говорит начальник управления.
«Проблема диверсификации в том, что на мировом рынке цены ниже, чем наши экспортные цены на рынке ЕАЭС. С учетом кризиса и непростой ситуации, мы стараемся получить максимальную прибыль от экспорта. Поэтому приоритет пока этим рынкам», — уточняет он. В настоящее время на рынках СНГ реализуется 95% белорусской экспортной сельхозпродукции. В частности, поставки в Россию за 5 месяцев составили 793,6 млн долларов. По темпам роста на постсоветском пространстве лидирует Украина — здесь восстанавливаются поставки, и объемы выросли уже в 10 раз.
В дальнее зарубежье Беларусь экспортировала продуктов на 14 млн долларов. Здесь серьезный рост показала Румыния (в 3 раза до 282,6 тысяч долларов), Вьетнам (в 3 раза, на 330 тысяч тонн). 350 тыс долларов составили поставки в январе-мае в Пакистан. Там прекрасно продается белорусское детское питание от ОАО «Беллакт» — в год планируется поставлять только этой продукции на 1 млн долларов, пояснил Богданов.
В Китай объемы идут серьезные — 3,3 млн долларов за 5 месяцев, но экспорт упал на 7% за счет снижения поставок льноволокна, которое стали больше перерабатывать в Беларуси и двукратного падения цен на сыворотку.
В страны дальней дуги, так называемые «новые перспективные рынки сбыта», за пять месяцев экспортировано продукции на 874,6 тысяч долларов. Задание на 2016-й год увеличено в разы — 3,2 млн долларов против 800 тысяч в прошлом году.
«Многие предприятия не дорабатывают на этих направлениях. Не выковырять с российского рынка! Чтобы заставить в Грузию, к примеру, поехать, там национальная выставка будет, надо просто переламывать наших производителей, — сетует Алексей Богданов. — Вот от Могилевской области едет один хлебозавод. А „Бабушкина крынка“ где?» Он подчеркнул, что не призывает производителей поставлять большие объемы на более дешевые рынки («Не убыточные», — подчеркивают в министерстве), но искать новые возможности и рынки необходимо.
«Почему „Савушкин продукт“ может найти, может экспортировать и в Китай, и в ЕС, и на Филиппины, а другие не могут? Это говорит о неразвитости их внешнеэкономических служб, отсутствии планирования, денег под внешнее маркетинговое продвижение», — объясняет начальник управления.
Чрезмерно высокая зависимость от одного рынка слишком рискованна, уверяют специалисты: любые проблемы перепроизводства, ветеринарные претензии, валютные катаклизмы могут парализовать всю работу. К примеру, цена на мясо птицы в кризис упала — доходила до 1 доллара за килограмм против прежних 2-х. И это при себестоимости 1,3−1,4 доллара. «Некоторым приходилось продавать ниже себестоимости. А куда деваться? И тогда Дзержинской птицефабрике этот контракт на Кению пришелся очень кстати. Стабильный рынок, хороший объем. И пусть цена на входе на новые рынки невысока — это дает перспективу, уверенность», — резюмирует Богданов.