Свой-чужой. Чиновники и бизнес разошлись во взглядах на белорусские бренды зарубежного выпуска
Определение национальной принадлежности брендов по принципу локализации производства препятствует их капитализации, считают в Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени М.С.Кунявского.
В пресс-релизе отмечено, что в стране растет оценочная капитализация белорусских брендов. В частности, по расчетам агентства MPP Consulting, некоторые из них можно оценить в десятки миллионов долларов даже без учета капитализации компании.
«Вместе с тем смущает практика определения национальной принадлежности бренда по принципу локализации производства, отмеченная в Беларуси в последние годы. Так, чиновники различных ведомств, руководствуясь подзаконными актами, выдвигают дискриминационные требования к белорусским компаниям, которые развивают производственный аутсорсинг за рубежом», — отмечено в сообщении.
Проблемы возникают при создании фирменной торговой сети, так как, руководствуясь приказом Минторга № 138 от 27 октября 1998 года «Об утверждении типового положения о фирменном магазине предприятия (объединения)», чиновники порой не признают отечественной продукцию, которая произведена за рубежом под белорусским брендом, сетуют в бизнес союзе. «Торгующим такими изделиями магазинам навязываются продажи товаров других производителей, что приводит к негативным последствиям, например, нарушается концепция продаж фирменной сети, связанная с ассортиментом и выкладкой товаров. Директивно выставленная на полки продукция зачастую плохо продается, что, помимо прочего, вызывает задержку расчетов с поставщиками и порождает конфликты между организациями», — отмечено в сообщении.
БСПН напоминает, что вынос мощностей в страны с наименьшими производственными издержками (как правило, Юго-Восточной Азии) широко практикуется в мире и является инструментом повышения конкурентоспособности. Такой подход характерен для производства товаров народного потребления и применяется большинством успешных компаний с мировым именем, в том числе немецкими Adidas, Rieker, американской Nike.
«В соответствии с распространенной практикой компании — владельцы бренда оставляют в своей стране производственные лаборатории, реже сборочные производства, а функции по выпуску комплектующих и заготовок передают предприятиям в развивающихся странах. По такому пути идут и прогрессивные отечественные производители».
«Деление белорусских брендов на свои и чужие исходя из того, где произведена продукция, противоречит здравой бизнес-логике, — убежден первый заместитель директора БСПН по экономике и организационному развитию Николай Стриж. — Не следует забывать и о том, что бренд — общенациональное достояние. Чем сильнее наши бренды, чем более они известны в мире, тем больше уважения и доверия к нашей стране как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей. Мы всячески должны стимулировать развитие и продвижение национальных торговых марок».
БСПН призывает власти не делить белорусские бренды на свои и чужие, руководствуясь лишь степенью локализации производства на территории страны, и предлагает сосредоточиться на создании максимально благоприятных условий для бизнеса, стремящегося повысить свою конкурентоспособность. Предложения об усовершенствовании законодательства для фирменной торговли брендовыми товарами бизнес-союз направил в Минторг и Минэкономики.