"Ставки по кредитам должны быть 15-16%". Прокопович усомнился в правильности решений Нацбанка
Для экономического роста необходимо иметь доступные кредитные ресурсы. Об этом заявил журналистам бывший глава Нацбанка Петр Прокопович в кулуарах Всебелорусского народного собрания.
По его словам, дешевые ресурсы — это когда кредитная ставка находится ниже уровня инфляции. Доступные — инфляция «плюс 3−4 процентных пункта сверху».
«На мой взгляд, более правильно привязывать стоимость денег к уровню инфляции. Ставка рефинансирования - к уровню инфляции, поддержка Нацбанка банков ликвидностью — к уровню инфляции, депозиты населения — к уровню инфляции. Сегодня стоимость кредитных ресурсов должны быть 15−16%. Тогда это будет понятно и реальному сектору экономики, и не будет никаких претензий к Национальному банку [со стороны бизнеса, промышленников]. Чем быстрее мы перейдем к такой системе, тем быстрее будут предпосылки для экономического роста», — заявил Прокопович. Он признал, что стоимость кредитов сегодня устанавливается административным путем. «Нацбанк устанавливает пределы по ставкам. И это правильно. Потому что в любой стране Нацбанк регулирует стоимость ресурсов», — сказал он. Но при этом он добавил, что все должны стремиться к тому, чтобы ставки по кредитам снижались. Но пока особых изменений Петр Прокопович не наблюдает.
Данные посылы бывшего председателя правления Нацбанка вызвали удивление у журналистов, потому что команда, которая сейчас стоит во главе регулятора, фактически работала вместе с Прокоповичем. Почему поменялись взгляды у экс-банкира? «У нас всегда в правлении были противоположные точки зрения. Все вопросы обсуждались путем длительных споров. Я думаю, так происходит и сейчас. Чья точка зрения [была] в большинстве, такое решение и принималось. В то время большинство сходилось во мнении, что стоимость ресурсов должны быть привязана к уровню инфляции. Сейчас, может быть, другие подходы», — сказал Прокопович. «А увязывать то, что мы затянем пояса, не дадим людям денег, уменьшим зарплаты, а за счет этого снизим инфляцию - это довольно спорный посыл. Он вызывает большие сомнения», — добавил он.