"Будет сложно". Как модернизированный Минторг намерен победить уловки чиновников и частников

Источник материала:  
15.06.2016 13:59 — Новости Экономики

Министерство антимонопольного регулирования и торговли в Беларуси начнет действовать через три месяца, с 8 сентября. Глава Минторга Владимир Колтович на пресс-конференции рассказал, как намерен решать проблему конкуренции и бороться с монополизмом на всех уровнях.

Либеральный шаг

Цель создания нового органа, подчеркнул он — либерализация рынка. «Это индикатор готовности экономики идти дальше рыночным путем», — уверен министр. Одним из важных факторов либерализации он считает свободное ценообразование. Колтович отметил, что январское решение о полной отмене регулирования потребительских цен (за исключением цен на овощи) вызвало много дискуссий, ждали роста цен. Этого не случилось, так как «в стране создана достаточная конкурентная среда, позволяющая продавать товар, не завышая цены».

Колтович девизом нового министерства считает две цитаты: «Государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции не осуществимы» Немецкий экономист Людвиг Эрхард, книга «Благосостояние для всех»:

«Конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо». Директива президента Беларуси № 4

Министр напомнил, что инфляция в Беларуси за пять месяцев составила 7%, в том числе за май — 0,5% при прогнозе на год 12%. «Это доказывает, что конкуренция является тем благодатным инструментом, который обеспечивает нормальное свободное ценообразование», — уверен он.

При этом, признал Колтович, свободная конкуренция может иметь негативные проявления в виде монополизации, ценовых сговоров.

Одним из факторов, заставивших государство взяться за эту тему, Колтович назвал «отсутствие эффективной конкурентной политики, в том числе случаи неправомерного предоставления государственных средств, тех или иных льгот и преференций, что приводит к нерациональному использованию госресурсов и сдерживает структурные изменения в экономике за счет поддержки нежизнеспособных производств».

При прежней структуре, добавил он, не было достаточной независимости антимонопольных органов: непосредственная подчиненность управлений антимонопольной и ценовой политики облисполкомам и Мингорисполкому не позволяет быть независимым при принятии решений.

У обновленного министерства будет три ключевых блока функций:

1. Антимонопольная политика. Самый большой блок, его основой станет — департамент ценовой политики, сейчас действующий в составе Минэкномики, и управления антимонопольной политики на местах, которые будут выведены из-под двойного управления и будут подчиняться только министерству.

2. Блок межведомственных функций. Здесь ключевой задачей Колтович назвал контроль системы госзакупок. Здесь важно сокращение расходов бюджета и контроль за искусственным завышением цен. Причем, подчеркнул министр, к каком-то периоде надо будет функции регулятора и контролера развести, оставив за Минторгом только контроль. Равные условия для госзакупок за счет бюджета. В частности, он обратил внимание на то, что увеличение числа закупок из одного источника приводит к заметному росту расходов бюджета.

В первом квартале рассмотрены жалобы на 651 процедуру госзакупок, которые признаны несостоявшимися. По 101 процедуре выявлены нарушения, признано, что процедура закупок из одного источника незаконна.

В этот же блок входит Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламной деятельностью.

В прошлом году рассмотрено более 9,5 тыс обращений, из которых 46% пришлась на торговлю. Более 1 млрд рублей в 2015 г возвращено потребителям в досудебном порядке.

3. Регулирование потребительского рынка.

Всего в министерстве будет работать 228 человек. Штат с учетом нынешней численности департамента Минэкономики не увеличивается.

От аморфности к принципиальности

Колтович рассказал, что сегодня на рассмотрении находятся изменения и дополнения в закон о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции, которые могут быть вынесены уже на осеннюю сессию парламента. В документе будет существенно модифицировано понятие доминирующего положение, снижено значение совокупной рыночной доли, которая позволяет квалифицировать субъекта как доминирующего и т.д. Министр признал, что доказательство завышения цены — сложный механизм, если нет жестких правил ценообразования,

В качестве примера он привел ситуацию с ценой на продукцию одного из предприятий Беллесбумпросма, ОАО «Мостовдрев». «Минторг подписывает с концерном соглашение на поставку товара. „Мостовдрев“, предприятие в состав концерна входящее, выставил цену за ламинат — 95 тысяч рублей. Конкурент, не входящий в состав концерна предлагает 70 тыс рублей. Я отказался подписывать соглашение с концерном», — подчеркнул Колтович, отметив, что конкуренция должна быть равной вне зависимости от форм собственности. «Знаете, сколько сейчас цена у „Мостовдрева“? 65 тысяч метр», — добавил он.

Важно, подчеркнул министр, создать очень четкий механизм работы: «Президент точно сказал, что структура антимонопольная у нас пока аморфна. Не хватает не законодательных инструментов, а принципиальности и способности любое дело довести до конца».

Владимир Колтович что в Беларуси должно быть создано, наконец, единое экономическое пространство внутри самой страны. «Не называя имен расскажу. Был на заседании облисполкома, и председатель говорит: „Будут у нас ярмарки, надо чтобы был наряду с импортным и отечественный товар. Но предупреждаю: увижу товар из других областей…“ То есть вы знаете, понимание отечественного у нас может ограничиваться областями», — рассказал министр, подчеркнув, что такие включения административного ресурса наносят ущерб интересам потребителя. «Раньше или позже это ведет к повышению цены», — уверен он.

Бороться будет сложно и с госмонополистами, и с частником, признает министр. «Устные поручения не проследишь, и само создание антимонопольного органа проблемы не решает. Как и в случае с Торговой инспекцией, работу надо выстроить так, чтобы это было абсолютно принципиальное решение, не взирая на форму собственности. Частное, не частное, крупное или нет, „Евроопт“ или не „Евроопт“…», — резюмировал он.

←Лукашенко может разрешить инвесторам нарушать договоры

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика