Кобяков рассказал правительству, куда и что нужно продавать
Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016−2020 годы должна стать действенным инструментом в новых экономических условиях, заявил сегодня премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на заседании Президиума Совета Министров, на котором рассматривались итоги работы по наращиванию и диверсификации экспорта и проект Национальной программы поддержки и развития экспорта Беларуси на 2016−2020 годы.
«Экспорт является приоритетом государственного масштаба, именно поэтому Национальная программа развития экспорта, основанная на опыте реализации предыдущих программ, мировых наработках по поддержке экспорта и, самое главное, предложениях реального сектора, регионов и бизнес-ассоциаций, должна стать действенным инструментом в новых экономических условиях», — отметил Андрей Кобяков.
По его словам, общий темп роста экспорта товаров и услуг по прогнозу на 2016 год должен составить 103,5%, за первый квартал — 101,1%. Фактически за четыре месяца имеем темп роста 83,9%. «Справедливости ради нужно отметить, что в количественном выражении мы поставляем на экспорт больше, чем в прошлом году. Так, индекс роста физического объема экспорта за четыре месяца 2016 года к аналогичному периоду 2015 года составил 102,2%. То есть в натуральных величинах темпы нашего экспорта имеют положительную динамику», — пояснил премьер.
Руководитель белорусского правительства констатировал, что схожая ситуация и на стратегическом для Беларуси рынке — российском. «В стоимостном выражении мы имеем темп роста 93,6%, тогда как физические объемы выросли на 5,9%. Вместе с тем для сохранения конкурентоспособности на российском рынке и не только нашим предприятиям необходимо активнее работать над снижением себестоимости продукции, что позволит проводить более гибкую ценовую политику», — отметил он.
Андрей Кобяков сказал, что в России и Казахстане, у основных партнеров Беларуси по Евразийскому экономическому союзу, активно создаются производства, которые в скором времени смогут заместить белорусские товары. «Хочу услышать от Минэкономики, МИД, отраслевых министерств, Национальной академии наук, как корректируются планы по развитию наших отраслей с действиями наших основных торгово-экономических партнеров по ЕАЭС, что мы можем предложить, кроме традиционной продукции — нефтепродуктов и удобрения — на перспективные рынки, какие экспортные производства нужно создавать и развивать в 2016—2020 годах, — подчеркнул премьер-министр. — Также хотелось бы услышать мнение ГКНТ, НАН, Минэкономики по достижению 20% высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта в 2020 году».
По его словам, отрицательная динамика по поставкам белорусских товаров наблюдается на европейском рынке. Значительно сократились поставки товаров топливно-энергетической группы, некоторых видов металлических изделий, продукции машиностроения. Вызывают озабоченность данные по экспорту в Китай. «Почему пока не принесла ожидаемых результатов работа по сборочным производствам, какие дальнейшие планы по данному направлению», — задался вопросом Андрей Кобяков.
«Для нас сейчас открывается рынок Ирана, санкции сняты, появились дополнительные возможности, которые нашими экспортерами не используются. Новые экспортные позиции в эту страну не появились, а поставки традиционных товаров — шин, синтетических волокон, грузовых автомобилей — сократились. Нужно кардинально перестроить подходы по развитию торгово-экономического сотрудничества с этой страной. Жду продуманных предложений и действий», — сказал премьер-министр.
Аналогичная ситуация с Вьетнамом. Экспорт сократился значительно, одна из основных причин лежит на поверхности — низкий уровень диверсификации экспорта. Почти весь объем приходится на калийные удобрения и автомобили. «Положение необходимо исправлять, особенно с учетом создания зоны свободной торговли, подписано соглашение о промышленной сборке», — поручил руководитель белорусского правительства.
Андрей Кобяков констатировал, что после снятия санкций белорусский экспорт в Канаду по итогам первого квартала возрос более чем в 11 раз. «Тенденция очень положительная. Имеем рост на данном направлении, хотелось бы услышать мнение Минпрома, „Белнефтехима“ по началу поставок нашей карьерной техники, крупногабаритных шин», — сказал он.
Также, по его словам, самого пристального внимания заслуживает работа по информационному обеспечению экспорта. Андрей Кобяков считает, что в повседневной практике нужно внедрять новейшие технологии распространения информации о возможностях и достижениях Беларуси.