Время тазиков и кастрюль. Вместе с коммунальщиками выясняем: почему отключают воду именно на две недели
Вместе с бригадой коммунальщиков команда Realt.by лично проверила исправность сетей на одном из участков в Лошице. Рассказать и показать, что же происходит во время плановых испытаний, согласился начальник третьего района УП «Минсккоммунтеплосеть» Андрей Александрович Котов.
– Мы, как эксплуатационная служба, обязаны проводить сезонные проверки, вне зависимости от года постройки или состояния объекта. Это закон, и исключений нет. Абсолютно все здания и тепловые сети в столице должны пройти ежегодный профилактический ремонт и испытания на прочность и плотность, будь то больница, жилой дом или детский сад.
Напомню, что еще несколько лет назад срок профилактики сетей длился и вовсе 24 дня. Однако город застраивался, появилась масса нового жилья, и количество жалоб от граждан резко возросло. Тогда было принято решение максимально сократить этап испытаний – вплоть до 14 дней. Мало того, в Минске есть дома, где воду отключают на 10 суток, неделю, а в некоторых случаях — даже на три дня.
К примеру, в этом году в списки везунчиков попали некоторые дома по улицам: Бурдейного, Одинцова, Притыцкого, Карвата. Профилактические работы на этих объектах длились не более недели.
— Мы всегда стараемся справиться в кратчайшие сроки и провести включение раньше запланированного. Однако в этом вопросе масса нюансов. Во многом мы зависим от работы «Минскэнерго», приступаем к проверке лишь после них. К примеру, на данном участке теплосноситель должны были подать завтра, но так как «Минскэнерго» справился на день раньше, мы проведем включение уже сегодня.
Испытания сетей начинаются в КПУТе (квартальный пункт учета тепла). Сюда поступает теплоноситель от ТЭЦ и распределяется на несколько жилых домов. В данном случае КПУТ контролирует работу восьми многоэтажек. Одна из ключевых функций объекта — учет потребления тепловой энергии.
— Во время плановых испытаний сети выдерживают давление до 16 атмосфер. Время проверки — 10 минут. Дольше нельзя, ибо это очень серьезная нагрузка на трубопровод, но достаточно чтобы сделать вывод о его пригодности к дальнейшей эксплуатации. Все внутридомовые сети в этот момент и вовсе перекрываются, так как от высокого давления могут лопнуть даже батареи в квартирах (для сравнения: в зимний период стрелка манометра едва ли поднимается до 6 атмосфер, летом не больше 3,5–4).
О неисправности или течи сигнализирует скачок стрелки. Если такое происходит — бригада начинает поиск проблемного участка. После обнаружения труба ремонтируется и проверяется вновь. Уже после чего сети заполняются и включаются для потребителей.
— Лично мое мнение: для некоторых категорий зданий 14-дневный срок испытаний — излишняя мера. Большинство новостроек имеют «свежие» сети, риск неисправностей здесь сведен к минимуму. В моей практике еще не было случаев, когда проверки новостроек выявили проблемы. Однако закон есть закон.
Наибольшее количество проблем выявляется в старой застройке. Порядка 10% сетей, находящихся на балансе предприятия, уже превысили максимальный срок эксплуатации и требуют замены. Дабы этот показатель не рос, мы ежегодно перекладываем порядка 45 погонных км сетей. Однако удовольствие это затратное и трудоемкое. Не меньше года занимает только разработка и согласование проекта.
— Самый проблемный участок, безусловно, центр. Здесь, в отличие от новых районов, плановые испытания просто необходимы. Старые сети требуют скрупулезной, регулярной проверки и реставрации. А несвоевременное устранение неполадок может привести к серьезным последствиям. Еще полбеды, если один дом зимой останется без тепла — несколько часов работы все вернет на круги своя. Совсем другая история — прорыв магистральной сети (1 м в диаметре): в этом случае без отопления и горячего водоснабжения может остаться весь микрорайон.
Каждый год коммунальщики готовят новый график испытаний сетей. Использовать прошлогоднюю программу не представляется возможным, так как город непрерывно развивается и перекраивается (строятся новые развязки, магистрали и дома). Как правило, уже в апреле известна очередность отключения горячей воды у населения.
— Есть, кончено, исключительные ситуации. В этом плане, к примеру, не повезло жителям Уручья. К нам часто поступают жалобы на отключения горячей воды в связи со строительством новой развязки на Филимонова.
К сожалению, с этим ничего не поделаешь: мы отключаем воду по распоряжению городских властей, понимая, что это требуется для развития города. Необходимые для города «артерии», магистральные развязки или крупные объекты часто возводятся на существующих теплосетях, в связи с чем требуется их вынос из-под «пятна» застройки. Отсюда вызванные неудобства. Единственное, что я могу посоветовать — потерпеть.
Что касается многоэтажек в целом, то чаще всего проблемы с водой или отоплением возникают у жителей верхних этажей. Чем выше дом, тем напор должен быть больше. Любая течь — и вода не поднимется до нужного этажа.
— Пользуясь случаем, отмечу: если вы обнаружили течь, парения из земли и колодцев, изменился напор и температура воды из крана — сообщите об этом диспетчеру УП «Минсккоммунтеплосеть» по тел. 267-88-88. Бдительность граждан поможет оперативно выявить возможные проблемы, предотвратив серьезное ЧП.
(Данные карты будут обновляться)
Фото: Феликс Сиваков
Карта: Артем Сахаревич