Белорусский кусок от пирога российской оборонки может стать не таким сытным
В экспертном сообществе практически не снижается градус полемики вокруг резонансного заявления премьер-министра России Дмитрия Медведева о необходимости перенести производство шасси для российской военной техники с Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) на КамАЗ. К такому заявлению Медведева подтолкнул отказ белорусской стороны продать России свое предприятие.
Хватит ли у россиян интеллектуальных и финансовых ресурсов, чтобы создать производство,
аналогичное Минскому заводу колесных тягачей? Фото: belarus.by
Споры в связи с заявлением, прозвучавшим в конце марта, ведутся главным образом по одному вопросу: смогут ли российские предприятия в среднесрочной перспективе сконструировать специальные колесные шасси (СКШ), близкие по своим характеристикам к машинам МЗКТ, создать мощности для выпуска столь уникальных изделий и наладить их производство.
Хватит ли у них интеллектуальных и финансовых ресурсов? Насколько вообще целесообразны подобные попытки в условиях, когда низкие мировые цены на нефть и экономические санкции Запада подорвали бюджетную стабильность России?
Военный эксперт прокремлевского агентства RegnumЛеонид Нерсисян считает затраты на создание аналогов минских СКШ вполне оправданными, так как, по его мнению, политика президента Беларуси, направленная на сближение с Западом, может стать угрозой для выполнения гособоронзаказа России на несколько лет вперед.
Эксперт указывает на то, что в России есть два завода, способных освоить производство такой продукции, — Курганский завод колесных тягачей и Брянский автомобильный завод (БАЗ).
По его словам, если БАЗ выпускает шасси грузоподъемностью до 20-22 т, то завод в Кургане выпускал шасси, аналогичные белорусским. У Брянского завода сегодня много заказов, поэтому Россия передала часть заказов предприятиям Беларуси. Вместе с тем, производитель зенитных комплексов С-400 «Триумф» концерн «Алмаз-Антей», нынешний собственник БАЗа, заявил о своей готовности обеспечить полную замену продукции МЗКТ на аналогичную технику БАЗа. Более грузоподъемные СКШ вполне может выпускать Курганский завод. «Мощности позволяют. В принципе, они с белорусским заводом одну и ту же машину выпускают», — отмечает Нерсисян.
Как полагает другой российский эксперт Владислав Шурыгин, при условии достаточного финансирования полная замена минской техники на российскую возможна уже через два-три года. Но другие аналитики подчеркивают, что даже при оптимистичном сценарии развития событий в российской экономике лишних денег в бюджете (в том числе на нужды ВПК) в ближайшие годы не будет.
Между тем денег нужно много. Прежде всего потому, что состояние автомобильной промышленности России плачевно. В публикации «Почему Россия рано или поздно купит у Белоруссии МЗКТ» на российском ресурсе «Бортовой журнал» отмечается: работники ряда предприятий отрасли вынуждены напрямую обращаться к президенту Владимиру Путину, чтобы принудить владельцев заводов погасить задолженность по заработной плате.
Неважно обстоят дела и на БАЗе. В начале ноября 2015 года коммерческим банком «Славия» как кредитором было возбуждено дело о банкротстве завода, работающего на оборону. Чтобы спасти предприятие, в том же месяце более 90% его акций передали в собственность концерна «Алмаз-Антей», назначили нового гендиректора. Однако о переломе говорить пока рано.
«И это не единичные случаи — это общая картина нашей автомобильной промышленности, а мы еще пугаем надежных белорусских поставщиков, имеющих заказы из многих стран, что откажемся от их услуг. Понятно, что соседи из Белоруссии не станут «бить под дых» и не откажутся от лакомого российского пирога под названием гособоронзаказ, но, не имея запасных путей, такие высказывания, по меньшей мере, неуместны», — отмечается в материале.
Но сами минские шасси — это только верхушка айсберга. «Пересадить» все размещаемые на них российские вооружения на другую колесную базу — тоже дело долгое и дорогое. Вся инфраструктура, обеспечивающая функционирование соответствующих систем оружия, еще c советских времен приспособлена под шасси МЗКТ.
Между тем российские ресурсы стремительно усыхают. 16 мая премьер Медведев утвердил новую государственную программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса». В соответствии с ней в ближайшее пятилетие на развитие ОПК России будет выделено 35 млрд российских рублей, в 30 с лишним раз (!) меньше по сравнению с предыдущей пятилеткой. Таким образом, с большой долей вероятности можно предположить, что создание российского семейства СКШ и тягачей, аналогичных белорусским, откладывается на неопределенную перспективу.
Но это отнюдь не значит, что предприятиям и организациям ОПК Беларуси (и МЗКТ в частности) можно почивать на лаврах.
Выступая не так давно на прямой линии, Владимир Путин так прокомментировал ситуацию в российском ОПК: пик заказов по гособоронзаказу пройден, и предприятиям пора начинать думать о том, чтобы созданная с таким трудом производственная база не простаивала, то есть о так называемой мягкой конверсии. Начинается спад, который будет только нарастать.
Это коснется и белорусской продукции военного и двойного назначения, поставляемой в Россию. А значит, уже в ближайшие два-три года отечественные производители встанут перед необходимостью активизировать поиск альтернативных рынков. Что обещает стать непростым и болезненным процессом. Ведь Россия на сегодняшний день, безусловно, является ключевым партнером Беларуси в военно-технической сфере. Ее доля в наших поставках продукции военного и двойного назначения составляет более 70% (а для ряда предприятий и все 100%).
Доля же Беларуси в военном заказе России составляет около 15%. Около 100 белорусских предприятий выпускают около 2000 наименований продукции для 255 российских партнеров из ОПК. 940 предприятий из России поставляют около 4000 изделий и комплектующих для 70 заводов белорусской оборонки. Поддерживается тесное сотрудничество в сфере сервисного обслуживания, ремонта и модернизации военной техники советского производства.
Во многом благодаря российским контрактам на фоне общего спада в промышленности ОПК Беларуси демонстрирует хорошие показатели. По данным Государственного военно-промышленного комитета, в январе-мае 2016 года предприятия отрасли увеличили выпуск продукции на 8,4% относительно уровня прошлого года. При этом рентабельность продаж составила 34,4%, экспорт товаров и услуг увеличился на 31%. Чистая прибыль в 1,6 раза превысила прошлогодние показатели.
Эксперты отмечают, что за годы независимости Беларусь сумела превратить разрозненные предприятия бывшего союзного ВПК на своей территории в достаточно современную отрасль. При этом не только удерживался традиционный российский рынок, но и предпринимались достаточно активные меры для продвижения продукции военного назначения в страны СНГ, Азии и Африки.
Но найти замену покупателям из России там будет достаточно трудно из-за жесткой конкуренции ведущих мировых производителей продукции спецназначения. Что же касается МЗКТ, то его перспективы даже при сокращении числа российских заказов достаточно благоприятны.
После распада СССР доля изделий военного назначения в портфеле заказов МЗКТ, выделившегося к тому времени из состава МАЗа, стала исчезающе малой, и заводу пришлось пережить весьма болезненную конверсию. Но из нее, несмотря на потери, предприятие вышло закаленным и овладевшим навыками работы в рыночных условиях.
Сокращение военных заказов послужило толчком к переосмыслению перспектив развития завода. Чтобы обеспечить загрузку производственных мощностей, пришлось расширить модельный ряд, максимально используя существующую технологию. Применив модульный принцип конструирования, задействовав силовые агрегаты и комплектующие ведущих фирм мира, а также автокомпоненты собственного изготовления, разработчики МЗКТ создали обширное семейство унифицированных автомобилей самого различного назначения с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х8, 8х4 и другими.
Сохранив перспективные наработки прошлых лет, предприятие пополнило номенклатуру выпускаемой гражданской автотехники новыми колесными шасси под монтаж оборудования для транспортного, строительного, нефтегазового и машиностроительного комплексов; более совершенными седельными тягачами и самосвалами. При этом даже в период полной неопределенности, несмотря на финансовые трудности, на МЗКТ не прекращалась работа над новыми изделиями военного назначения.
Сегодня предприятию важно максимально диверсифицировать не только модельный ряд, но и потребителей. МЗКТ поставляет продукцию в 20 стран, в том числе ОАЭ, Турцию, Китай. Завод обеспечен контрактами по некоторым позициям частично до 2020 года. Ежегодно предприятие выпускает от двух до семи новых видов изделий.
Александр АЛЕСИН