День открытых дверей МТЗ с гендиректором завода: "Мы уже не убыточное предприятие"
На третий день празднования 70-летия МТЗ, в воскресенье 29 мая на территорию завода пустили всех желающих и показали огромный корпус механосборочного цеха № 3, где собирают тракторы. Заглянул на День открытых дверей генеральный директор ОАО «Минский тракторный завод» Федор Домотенко и рассказал TUT.BY о нынешнем экономическом положении дел на заводе.
Акцию День открытых дверей на МТЗ устроили впервые за 70 лет. С 11 утра до 2-ух часов дня на территорию завода и в открытый цех приходили в основном семьями с детьми или родственниками. Из репродукторов звучат советские песни и объявления об истории тракторного завода, о героях труда. Вдоль аллеи с фотографиями лучших работников завода колонной стоят вчерашние тракторы с парада, на фоне которых люди снова фотографируются. У каждого цеха на входе можно пообщаться с руководителем и узнать о предприятии больше. Родители приходили со своими детьми. Дедушки, которые здесь работали, проводили внукам экскурсию. Открыт для посещений был цех сборки тракторов. Ознакомиться с обстановкой на несколько минут зашел и директор завода Федор Домотенко.
Гендиректор МТЗ: «У нас нет увольнений вообще»
Федор Домотенко, осматривая помещение цеха говорит, что этот воскресный День открытых дверей был организован, чтобы дети, которые пришли с родителями, увидели, в каких условиях работают старшие.
— Что это не какой-то маленький завод, а огромное производство, огромные цеха, где работают тысячи людей. Только наших уважаемых женщин работает на заводе более 5 тысяч, а у каждой есть семья, дети, вот для чего мы это и сделали — чтобы малыши осознанно увидели, где работают родители, дедушки, бабушки.
Что же касается ситуации с разгрузкой «залежей», то, по словам гендиректора, количество продукции на складах сократилось почти в два раза.
— За год мы уменьшили в 1,8 раза [склады] - разгрузились, и сегодня цифру 3800 мы будем поддерживать. Коэффициент сегодня выводят по объему производства, я считаю, это неправильно (объем запасов складов считают относительно среднемесячного объема производства, то есть если выпуск по каким-то причинам был небольшим, объем запасов складов может выглядеть угрожающе — ред.). По потребности надо содержать. Оптимальный склад для нашего завода — в пределах 4000. Из них как минимум 1,5 тысячи — экспортного исполнения для стран дальнего зарубежья.
Сейчас Домотенко оценивает обстановку с разгрузкой складов как стабильную.
Правда, посмотреть продукцию, готовую к погрузке, даже в День открытых дверей нас не пустили, объяснили это нарушением установленного порядка и техники безопасности.
Увольнений на МТЗ, как нам рассказал чиновник, тоже нет.
— У нас нет увольнений вообще. Мы никогда не увольняли. За эти два года у нас была только естественная убыль. Конечно, мы ограничили прием на работу с точки зрения ранжира.
Руководство поставило жесткие условия: один год на работу берут всех, а на следующий трудоустраивают лучших специалистов, которые имеют балльность.
— Например, 9 баллов — для маркетинга, 8 баллов — для конструкторов, 8 — для механиков, для строителей — от 6,5 до 7. Для того, чтобы через 5 лет они между собой перемешались и мы получили среднее крепкое звено специалистов. На следующий год мы будем принимать на работу, не взирая на балльность. А в этом году очень строго подходили. В прошлом году мы взяли больше 300 молодых специалистов, на следующий год тоже такую цифру планируем. На работу берем. И пенсионеры у нас работаю столько, сколько хотят, — завершает тему трудоустройства директор.
Финансовую поддержку от государства ни в этом, ни в прошлом году руководство МТЗ не получало, а пользовалось возмездной помощью и сейчас возвращает долги.
— Ни в прошлом, ни в этом году мы не брали поддержки как таковой, мы брали только возмездное финансирование, которое будем возвращать и возвращаем сейчас, — расставляет точки над i в понятиях Домотенко. — В 2015 году нам не давали государственную поддержку, нам выделили возмездную помощь, которую мы возвращали. Мы взяли помощь под облигации и проценты и платим эти проценты ежемесячно. В прошлом году мы выплатили по нашим заимствованиям больше 600 миллиардов.
Объяснение тому, как даже с облигациями от государства предприятие попало в топ убыточных, тоже нашлось.
— Мы уже не убыточное предприятие. У нас как таковой не было убыточности в реальном масштабе, потому что убыточность давала курсовая разница российских рублей и банковских процентов, а сейчас все стабилизировалось.
Цех на 32 тысячи квадратов, 650 рабочих и тракторы по 300 тысяч долларов
Тем временем в огромном ангаре на 32,3 тысячах квадратных метров гости фотографируются на фоне длинных конвейеров сборки тракторов. Корпус был построен в 1987 году, сейчас в этом цеху трудится более 650 человек. Помимо конвейеров в помещении находятся шины, крупные и малогабаритные детали. Мимо тележек с изделиями проходит заводской парень и рассказывает своим родственникам: «Здесь детали лежат почти за миллион! Знаешь, сколько эта стоит? (берет в руку небольшую алюминиевую трубу — прим. TUT.BY) 250 долларов!». В этом корпусе в основном собирают универсальные популярные модели тракторов вроде «Беларус 1221» и «Беларус 1025», в день готовят к выпуску и испытывают около 150 штук. Заводчане в основном охотно рассказывают гостям о положении дел с точки зрения рабочих.
— В месяц бывает соберут и 2,5 тысячи тракторов, все зависит от плана — говорит работник завода. — Больше всего мы работает с Пакистаном — у них свой торговый дом и они работают с тракторами нашими и в собранном, и в разобранном виде. Цены на машины очень большие — 15 тысяч долларов (показывает на более простые модели — прим. TUT.BY) или 300 тысяч долларов за трактор (показывает на колею с современными мощными машинами — прим. TUT.BY).
Еще на несколько часов люди подходили на завод, прогуливались в цеху, кто-то из рабочих удивлялся чистоте помещения в этот день, кто-то выстраивался в очередь за напитками из советских автоматов. Праздничные мероприятия завершились на площади заводоуправления концертом в 16.00.