"Я банкир, а не Хичкок!": про интригу со ставками, нулями и понятным интересом к непонятной стране
Уговорить финансиста рассказать о новых продуктах и планах — задача малореальная. «Как внедрим, сразу скажем», — обещает управляющий директор Альфа-Банка (Беларусь) Рафал Ющак. А как же suspense? «Я банкир, а не Хичкок!», — смеется топ-менеджер, отработавший в Беларуси свой первый год. И писал сценарий этого года если не Хичкок, то Спилберг — тут и рецессия с массовыми проблемами заемщиков, и перестройка стратегии банка, и снятие санкций с Беларуси, вызвавшее заметный рост интереса к нашей стране на Западе. Рафал Ющак рассказал TUT.BY, чем хорош белорусский налог на доход с депозитов, сколько проблем может обеспечить одна запятая, и почему его польские коллеги стали активно посматривать в сторону Беларуси.
Хороший плохой год
«Я всегда, когда менял работу, мечтал, что поработаю нормально. Нормально не выходило — выходило интересно. И дело не в Беларуси. В Польше было то же самое. Ладно, думал, 2010-й — очень сложный. Но потом пришел 2011-й. Думал, хуже не будет. Стало. И так уже шесть лет подряд», — рассказывает управляющий директор, которого год назад представляли как банкира с репутацией change-менеджера. «Однако кроме меня были в стране еще change-менеджеры», — улыбается Ющак. Впрочем, и в самом банке произошли серьезные изменения.
«Когда я пришел в банк, ожидал какого-то подвоха — еще ни разу на новом месте не столкнулся с положительными сюрпризами, — рассказывает Ющак. — Предлагали хорошую работу, должность, но всегда выплывали подводные камни. В этом банке — ничего. Это очень хорошо. Но первый год работы — это скорее диагностика. Я еще не могу сказать, что знаю банк и страну, но уж что-то чувствую, и даже если не знаю, задаю правильные вопросы».
Новую стратегию управляющий директор обрисовывает, активно жестикулируя. Корпоративный сегмент надо удержать — «рост если и будет, то очень сбалансированный, осторожный». Это та часть бизнеса, на которую все макроэкономические проблемы перекладываются автоматически. Сегмент среднего бизнеса должен расти за счет новых продуктовых предложений, массовый сегмент — за счет изменения модели обслуживания.
«Мне не пришлось резать косты, это произошло как раз перед моим приходом, но серьезно экономить приходится. В таких условиях нельзя говорить об агрессивном динамичном развитии, но двигаться вперед и думать, во что инвестировать — надо!» — уверен управляющий директор Альфа-Банка (Беларусь).
Несмотря на то, что прошлый год многие белорусские банки закончили с убытками, Альфа-Банк оставался в плюсе, хотя, уточняет Ющак, «акционеры всегда хотят большего». Чистая прибыль Альфа-Банка (Беларусь) по МСФО в 2015 году сложилась в сумме 839,5 млрд рублей против 129,3 млрд рублей в 2014-м. «Это хороший результат, полученный в плохие времена. Это — итог работы прошлых лет, немного удачи и немного новой стратегии», — комментирует топ-менеджер.
Прибыль в прошлом году банк заработал в основном за счет корпоративного сегмента. «Как и другие банки, мы столкнулись с проблемами в нем, но нам удалось, возможно, раньше, чем другим и в большем объеме долги крупных заемщиков рест-рук-ту-рировать. (Надо все-таки учить русский язык! — самокритично отмечает Рафал Ющак). Не сказал бы, что получилось идеально, но пока все неплохо».
Но в прогнозах на нынешний год банкир, осторожен: «Прогноз — никакой! Серьезно. О развитии с большей скоростью, чем развивается экономика, никто не говорит. Конечно, кредитовать надо, но осторожно. Поэтому по итогам года прибыль планируем удержать. Корпоративный кредитный портфель? Вырастет, но в небольшой степени. Розничный портфель у нас был небольшой, поэтому тут рост может быть серьезный за счет малой базы. Одна из позиций стратегии — диверсификация доходов банка. Поэтому мы очень заинтересованы в развитии розницы».
Бичом банковской системы в прошлом году стал рост проблемных активов, доля которых превысила 10%. Альфу, по оценке топ-менеджера, спас консервативный подход: «Сейчас уровень плохих кредитов у нас заметно ниже, чем в среднем по банковской системе. Но надо уточнить, что от крупнейших госбанков и банков с российским капиталом мы заметно отличаемся — у нас нет кредитов большим госпредприятиям в такой концентрации, как у них».
Среди тех, кого активно кредитовал Альфа-банк, — ритейл, в частности 100 млн долларов в 2012 году профинансирован «Евроторг». С ними, заверяет управляющий директор, банк работает очень плотно и хорошо. «В этой отрасли непросто, но все свои обязательства они выполняют», — уточняет он.
«Хороший декрет!»
В нынешнем году Нацбанк, чьи действия в последнее время вызывали в основном одобрение экономистов и банкиров, пошел на не совсем рыночные меры, вроде жестких «рекомендаций» по ограничению уровня ставок по депозитам юрлиц. Рафал Ющак сразу оговаривается: оценивать работу регулятора сложно. «Даже если на первый взгляд его действия выглядят как-то не так, я сравниваю его с другими регуляторами и больших отличий не вижу. Во всех странах сейчас центробанки и другие органы контроля занимают очень жесткую позицию и действуют в ручном режиме». Работают ли эти меры? Банкир предлагает оценить через пару лет.
Кредитоваться в Беларуси действительно дорого, но надо смотреть не только на ставки по кредитам, уточняет он. «Ставки в Польше действительно на другом уровне, но там ВВП — плюс 4%, в Беларуси — минус 4%. Инфляция в Польше — zero. Здесь — 12−15%. Это все надо учитывать», — добавляет Ющак. Над предложениями отдельных представителей бизнеса, сделать ставку, как в Польше, чтобы ВВП и у нас пошел в рост, он иронизирует: «Это бред! Если бы вопрос был только в том, чтобы банки снизили ставки — вопроса бы не было. Но это не сработает. Конечно, бизнесу хотелось бы, чтобы волевым решением снились ставки и курс доллара, но реально снижение ставок — это 5−10 лет работы».
Но то, что с кредитами под 30% бизнесу очень сложно жить, банкир согласен. Итог — повальное кредитование в валюте, что не создает проблем, если у компании есть серьезный экспорт. Малейшие сложности, и ситуация рискует выйти из-под контроля. Но переходить на рубли бизнес не готов, констатирует он. В том числе — на российские. Их доля в кредитном портфеле все еще минимальна и партнерство с Российским экспортно-импортным банком, который открыл Альфа-Банку кредитный лимит на 1,5 млрд российских рублей под внешнеторговые контракты малого и среднего бизнеса пока остается разовым проектом.
Если в целом кредитный портфель в прошлом году рос скромно, то в торговом финансировании банк заметно прибавил, увеличив свою долю рынка с 5% до 10,4% (4-е место в банковской системе). Объем портфеля торгового финансирования в прошлом году вырос в 1,9 раза.
Еще одним фокусом для банка будет кредитование малого и среднего бизнеса. В частности, банк намерен продвигать хорошо себя зарекомендовавшую в России программу Клуб клиентов и готовит под нее специальные программы финансирования.
Доля Альфа-Банка в розничном кредитовании за прошлый год выросла с 3,4% до 4,6% рынка. В 2016-м году банк рассчитывает увеличить эту долю в два раза, рассказывает управляющий директор. «Нельзя сказать, что мы работаем против тренда. Тот, кто против тренда, часто просто не очень умный. Но я не верю, что в Беларуси не будет розничного кредитования. Да, Нацбанк регулирует максимальную ставку, кстати, как и в Польше, но кредитование есть и будет», — уверен он. В первом квартале количество наличных кредитов у банка выросло в 4 раза по сравнению с первым кварталом прошлого года. Количество кредитных карт — в 10 раз.
«Портфель крупнейшего игрока в сегменте розничного кредитования в Беларуси — 120 млн долларов. У нас — 40 млн, мы на 5-м-7-м месте, — прикидывает Ющак. — Но с нашим темпом роста в течение одного-двух лет все может поменяться. Сейчас ряд банков могут уйти с рынка, количество серьезных игроков сокращается, а у крупных госбанков немного другая политика».
В первом квартале 2016-го года срочные вклады в белорусских рублях в Альфа-Банке выросли в 1,8 раза после роста на 25% в четвертом квартале 2015 г. Прирост валютных вкладов (в рублевом эквиваленте) составил соответственно 29,4% и 6,3%. То есть рублевые вклады растут опережающими темпами. При этом в структуре портфеля на 1 апреля доля безотзывных депозитов составила 34% против 3,2% на 1 января 2016 года.
«Фактически оттока депозитов у нас не было, если не считать небольшой, традиционный, в конце года, — комментирует управляющий директор. — А два-три месяца назад начался заметный рост рублевых депозитов: узнав, что вклады, открытые до 1 апреля, не облагаются подоходным налогом, все стремились впрыгнуть в последний вагон».
Так что на декрет № 7 в банке не жалуются. «Хороший декрет. Вот в Польше не имеет значения, однодневный вклад, недельный или двухлетний — всегда платишь 18, а потом 20% (в Польше действует прогрессивная шкала — ред.). Здесь регулятор сделал хорошую мотивацию для того, чтобы население держало деньги в длинных депозитах. Да и 13% — небольшая ставка. В Польше когда в начале 2000-ых вводили этот налог, тоже были разговоры о том, что деньги заберут из банков. Ничего из банков не ушло», — рассказывает банкир.
Дело в том, аргументирует он, что у депозита мало альтернатив, если речь идет о краткосрочных — максимум на 1−2 года — вложениях. «Когда ставки по депозитам у нас пошли вниз, все двинулись в инвестфонды, потому что хотели зарабатывать, — вспоминает Ющак. — Но в фондах хорошо, когда хорошо в экономике — можно и 30% заработать, и 100%. Но ведь можно и потерять — что и случилось. Естественно, у вкладчиков были претензии».
Заграничный интерес
Среди неожиданных тенденций розничного депозитного рынка в прошлом году был приток средств от граждан России. «Нормальная тенденция! — уверен управляющий директор. — Государство гарантирует возврат средств, так что риск только в курсе доллара. Но и он не перекладывается на следующий день на цены в магазинах. В начале года доллар резко вырос, потом уже два месяца двигается вниз. Впервые в Беларуси люди, у которых была длинная позиция, потеряли на валютных депозитах».
В первом квартале нынешнего года вклады нерезидентов в Альфа-Банке увеличились на 24% (в долларовом эквиваленте) после роста на 16,7% за четвертый квартал 2015 года. Доля нерезидентов в портфеле депозитов банка на 1 апреля выросла до 13% с 11,2% на 1 января 2016 г.
Зарубежные вкладчики идут в основном в валюту, уточняют в банке: в России ставка 2,5%, в Беларуси — 5%. Другие важные отличия Беларуси — вклад гарантирован в полном объеме (в РФ — 1,4 млн российских рублей) и в валюте вклада (в РФ — в российских рублях). Есть вкладчики и из дальнего зарубежья. В Польше, к примеру, ставка — 1% годовых, минус подоходный налог 20%. В Беларуси соответственно 5% и 13%. «Это большая разница, — уверяет Рафал Ющак. — Вопрос один: для Запада Беларусь — не совсем понятный рынок, там мало экспертов, знающих ситуацию в стране».
Но интерес растет, к примеру, число клиентов А-клуба, где много иностранцев, выросло в два раза, причем раньше это были граждане других стран, связанные с Беларусью, к примеру, работающие здесь, сейчас это часто люди, не имеющие к стране никакого отношения.
«Посмотрите хотя бы на поляков. После снятия евросоюзовских санкций резко вырос интерес к Беларуси. Серьезно! Приезжают чиновники, приезжает бизнес. Ко мне каждый день кто-то оттуда приезжает! — рассказывает управляющий директор. — Владельцы бизнесов, инвестфондов интересуются покупкой активов в стране. И в этом ничего удивительного — торговые отношения Европы с Россией испортили санкции. В Украину есть риск товар поставить, а денег так и не получить. Поляки ищут новые рынки, и Беларусь вызывает естественный интерес — это близко, понятно, рынок хороший и немаленький. Есть риски, есть опасения резких колебаний курса, но есть и интерес».
При этом серьезного обострения на рынке конкуренции за счет объявленного курса на интеграцию финансовых рынков стран Евразийского экономического союза Ющак не ожидает, напоминая, что такие проекты имеют очень длинный срок до запуска. «Появляется перспектива, возможности, но в ближайшее время это рынок не поменяет, — уверен он. — Думаете, российские банки начнут сразу кредитовать белорусских производителей? Не начнут и напрямую работать здесь не будут. Не потому, что не хотят, а потому что не понимают, не знают этого рынка. Вот обеспечением для них что будет? Белорусская недвижимость? А что российские банки, у которых здесь нет „дочки“, будут с этим активом делать? Нет, это несерьезно. Не верю. Кстати на примере Евросоюза видно — нет такого, это не так просто».
«Запятая решает все»
Кроме традиционных продуктов, уверен Ющак, банкам надо активно работать с новыми. «Мы в первом полугодии завершаем проект — это будет первый электронный факторинг в стране, — рассказывает он. — Пару недель назад мы также открыли лизинговую компанию. Она будет заниматься лизингом легковых автомобилей, причем получить машину можно будет уже в течение дня. До первой сделки остались даже не недели — дни. Сперва лизинг будет доступен для юрлиц и ИП, позже компания начнет работать и с физлицами».
Самый большой энтузиазм банкир связывает с информационными технологиями, не уставая нахваливать цифровую стратегию Нацбанка. «Все поменяется, когда заработает национальная система идентификации!» — уверяет он, добавляя, что возможность открыть счет, не приходя в банк, дистанционно — важнее возможности открыть счет в другой стране, так как дает зеленый свет массовому движению счетов между банками, позволяя конкурировать в том числе с теми, у которых больше отделений.
«Пока все привязаны к своему карточному счету, привязаны к банку. В частности, многие привязаны зарплатными картами к госбанкам. Перевести деньги или сложно, или дорого. Это барьер. Когда счет можно будет открыть без физического присутствия в банке, а карту получить по почте или курьером — все изменится, рынок выйдет за рамки зарплатных проектов», — рассказывает управляющий директор.
В качестве примера первого шага такого развития Ющак приводит кобрендовую карточк Альфа-Банка с мобильным оператором Life. «Это первый шаг, в который в банке никто не верит. Кроме меня, — улыбается управляющий директор. — Мы в точках продаж этого оператора открываем 50−70 счетов в день. К концу мая, думаю, будет 100−150 счетов в день. За год — 20−25 тысяч. Важно не столько количество — это доступ к текущим активным счетам, которые заметно отличаются от других — у них транзакционная активность в три раза выше, чем у обычных карт-счетов. Это первый шаг, такие проекты будут развиваться, это будет цифровая финансовая революция. Вопрос только, как быстро».
Несложную, но обсуждаемую тему грядущей деноминации оставляем напоследок. «Простая тема, но много сложностей. Одной фразой скажу — запятая решает все. Серьезно. Для банков это сложный проект, потому что появляется запятая, отделяющая копейки… 100 рублей или 1 рубль — разницы нет. А вот 1 рубль 25 копеек — это все меняет», — рассказывает банкир. Фактически переписать придется всю технологическую платформу банка. Но это рутина, с которой команда быстро разберется. В этом году будут и более интригующие события, улыбается Ющак. Все-таки банкиры любят suspense.
Активы ЗАО «Альфа-Банк» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) на 31 декабря 2015 года составили 12 трлн рублей (+47,6% к 31 декабря 2014 года). Кредиты клиентам выросли на 44% до 7,8 трлн, в том числе кредиты крупным корпоративным клиентам — на 49,6% до 6,3 трлн. Кредитный портфель малого и среднего бизнеса увеличился на 70,8% до 784 млрд рублей. Кредиты физическим лицам на конец 2015 года достигли 939 млрд (+16,6%).
Структура кредитного портфеля Альфа-Банка (Беларусь) в 2015 году не претерпела существенных изменений. Как и ранее, основными заемщиками являются предприятия торговли и коммерции, машиностроения и металлургии, физические лица, предприятия нефтепереработки и нефтехимии. В 2015 году Банк увеличил резервы под обесценение кредитного портфеля в 1,9 раза до 440,95 млрд.
Рентабельность активов (ROA) Альфа-Банка (Беларусь) в 2015 году составила 9,1% (при пересчете в доллары 1,8%) против 1,9% в 2014 году.
Рассчитанный по МСФО уставный капитал банка на 31 декабря 2015 года сложился в сумме 1 трлн рублей, не изменившись за год. Собственный капитал вырос на 72,3% до 2,1 трлн. Рентабельность собственного капитала (ROE) Альфа-Банка (Беларусь) в 2015 году составила 55,1% (11,1% при пересчете в доллары) против 14,7% в 2014 году.
Частному Консорциуму «Альфа-Групп» принадлежит более 99,9% акций ЗАО «Альфа-Банк» (Беларусь).