Запад не видит светлого будущего у белорусской экономики
Международные организации негативно оценивают экономические перспективы Беларуси. Западные финансовые институты и рейтинговые агентства прогнозируют, что падение белорусской экономики составит не менее 2% в 2016 году. Затянувшаяся рецессия, считают эксперты, дамокловым мечом нависает над банковской системой Беларуси и требует от властей неотложных реформ.
Standard & Poor's: в 2016 году экономику Беларуси ждет рецессия. Фото: Eric Piermont/AFP/Getty Images
Очень слабые перспективы
Международный валютный фонд на минувшей неделе ухудшил прогноз падения белорусской экономики в 2016 году с 2,2% до 2,7%. По информации БелаПАН, пересмотр экономического прогноза по Беларуси в сторону ухудшения готовит еще одна влиятельная международная организация.
Международные агентства, которые определяют кредитные рейтинги Беларуси, также без особого оптимизма смотрят на экономическое будущее нашей страны.
«По нашему мнению, перспективы роста белорусской экономики будут очень слабыми в ближайшие несколько лет. Мы полагаем, что в 2016 году экономику страны ждет рецессия, обусловленная главным образом неблагоприятной внешнеэкономической средой и все еще незначительными результатами структурных реформ», — говорится в новом отчете Standard & Poor's, посвященном Беларуси.
Согласно прогнозу агентства, продолжение рецессии в Беларуси в 2016 году приведет к снижению ВВП до 5600 долларов на душу населения (против 6200 долларов в 2015-м и 8100 долларов в 2014-м).
Схожие оценки экономическим перспективам Беларуси дает в новом отчете другое западное рейтинговое агентство — Moody's. По мнению экспертов агентства, ВВП Беларуси в 2016 году снизится на 2,2%.
Суверенные рейтинги Беларуси упомянутые агентства не понизили пока только лишь потому, что официальный Минск смог привлечь в 2016 году финансирование у России. Однако поддержка Москвы будет с каждым разом все дороже обходиться белорусским властям, считают эксперты.
«По нашему мнению, сильная зависимость от финансовой, экономической и политической поддержки со стороны России создает риски для Беларуси. Возможность получения поддержки со стороны России, скорее всего, сохранится, но, по нашему мнению, потребует от Беларуси новых уступок в политической и экономической сферах», — подчеркивают в своем отчете аналитики Standard & Poor's.
Плохие долги заставят пойти на реформы
Затянувшаяся рецессия вызовет рост плохих долгов в банковском секторе Беларуси.
«Падение экспорта, экономический спад и снижение курса белорусского рубля приведет к снижению способности корпоративных заемщиков Беларуси обслуживать свои кредиты», — прогнозируют аналитики Moody's и ожидают увеличения доли плохих долгов в белорусских банках в 2016-2017 гг.
По данным Национального банка, доля проблемных активов банков в последние месяцы бьет рекорды и достигла на 1 марта максимального уровня — 10,6%. По оценкам белорусских экономистов, если бы в 2015 году государство не взяло на себя проблемные долги крупных предприятий, масштаб проблем в банковском секторе мог бы оказаться вдвое больше.
«Если предположить, что переоформлялась потенциально проблемная задолженность предприятий, то по состоянию на 1 марта общий удельный вес проблемных активов без применения Министерством финансов схемы переоформления долга мог бы достигать 22,3%», — говорится в апрельской аналитической записке Исследовательского центра ИПМ.
Белорусские экономисты считают, что накопление плохих долгов будет вынуждать государство проводить реформы в секторе госпредприятий, которые в Беларуси долгие годы оставались священной коровой.
«Решить проблему токсичных активов на уровне банков не получится, нужно будет создать условия, чтобы плохие долги в будущем не накапливались. Поэтому реформы в реальном секторе проводить придется», — предполагает экономист Сергей Чалый.
В 2016 году Минсельхозпрод совместно с Минфином должны подготовить проект указа о создании Агентства по управления активами, которому будут переданы активы банков, сформированные при кредитовании устойчиво неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Меры по реформированию неблагополучных хозяйств будут перечислены в отдельном указе президента, подготовка которого предусмотрена совместным планом действий правительства и Нацбанка на 2016 год.
«Решение проблемы плохих долгов, как показывает мировой опыт, затягивается на годы. Механизмы бывают разные — банкротство заемщика, введение нового управляющего, продажа имущества. Очевидно одно — проблема плохих долгов достигает в Беларуси масштабов, когда уже понятно, что сама она не рассосется», — говорит эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
При этом экономист констатирует, что пока четкого ответа, каким образом государство будет решать проблему плохих долгов, не прозвучало.
Отсутствие четкого плана по реформированию экономики формирует негативные ожидания у сторонних наблюдателей. Упомянутые выше западные институты видят, что попытки белорусских властей переждать затянувшуюся рецессию ставят страну в уязвимое положение, которое целиком зависит от финансовой поддержки со стороны России.
Дмитрий ЗАЯЦ