Эксперт по коммерческой недвижимости: «Кризис заставляет работать над качеством, и для арендаторов это только плюс»
— Мы систематически собираем отзывы и спрашиваем у наших арендаторов, все ли их устраивает, нет ли вопросов к обслуживающим организациям. Если есть какие-то вопросы, то они оперативно решаются. Мы, как управляющая компания, следим за порядком всего бизнес-центра. Далее, у нас удачное расположение, что также привлекает новых арендаторов. Рядом с нами есть станция метро, наземный общественный транспорт, развитая инфраструктура.
Ситуация на рынке сейчас сложная, особенно в классе С. На рынок вышло много новых площадок, поэтому офисам С-класса стало очень трудно находить арендаторов. Важно предоставлять максимально комфортные условия для работы вне зависимости от уровня здания.
— Как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке коммерческой недвижимости, учитывая падение цен как на аренду, так и на покупку?
— За последние годы произошел большой количественный рост рынка и объема предложения, а качественного роста нет. Я уверен, что концептуально продуманный объект гораздо легче заполнять. Для нас это хорошо, так как мы создаем площадки выше среднего уровня, и нам легче работать. Для рынка же это плохо — он не развивается. Я уверен, что и в ближайшее время в Минске не будут строить офисы премиум-класса, ведь на это нужны внушительные объемы инвестиций. Они если и будут появляться, но это будут единичные случаи.
Сейчас в Минске есть объекты класса +. А-класса у нас нет, если оценивать по российскому классификатору. Если рассматривать объекты в рамках Беларуси, то лишь несколько зданий можно отнести к А-классу. Нам есть еще над чем работать. Например, в объявлении пишут, что по схеме долевого строительства будет возведен бизнес-центр А-класса. А всем известно, что уровень А предполагает только одного собственника. Что касается объектов класса С, то там будет только расти конкуренция.
— Дмитрий, что еще вы предприняли, чтобы привлечь новых людей в свой бизнес-центр?
— Важным трендом для БЦ является круглосуточный доступ в помещение. Сегодня многие компании сотрудничают с рынками разных стран, где другой часовой пояс. Им необходимо рабочее пространство, где они смогут работать в любое время суток. Важно думать о питании сотрудников: это должно быть доступное по цене заведение. Плюс сотрудникам наших арендаторов предоставляется 30% скидка на обеды.
Например, для клиентов, которые готовы арендовать или купить более 5 тыс. кв.м, мы предлагаем строительство офисных зданий «под ключ» с учетом пожеланий заказчика. Это новое предложение, которое может помочь нам привлечь новых клиентов. Вообще, нужно постоянно улучшать качество своей услуги: делать ремонт, совершенствовать подъездные пути, парковки, облагораживать места общего пользования — осуществлять модернизацию.
— По вашему мнению, как изменился рынок коммерческой недвижимости в Минске за 10 лет?
— Тогда предложение было гораздо меньше спроса. Сейчас все наоборот, что является плюсом для арендатора. У него есть большой выбор, за него идет борьба, появляется много возможностей договориться с арендодателем. В целом для рынка все это положительные моменты, так как рынок развивается и постепенно качественно улучшается. Кризис заставляет больше работать, предлагать что-то лучшее. Если оставаться на месте и ничего не предпринимать, то можно вообще остаться без клиентов.
Фото: Феликс Сиваков