Лимит выручки для ИП, зачет НДС и добросовестные жертвы лжеструктур. МНС ответил читателям TUT.BY

Источник материала:  
21.03.2016 16:15 — Новости Экономики
Фото: Wikipedia

Белорусская налоговая система была серьезна реформирована в последние годы и резко улучшила свои позиции по этому показателю в международных рейтингах. Но до желаемой бизнесом налоговой стабильности еще далеко: ежегодно налоговое законодательство серьезно перекраивается и у бизнеса появляется немало вопросов. Во время недавнего интервью на портале TUT.BY заместителя министра по налогам и сборам Эллы Селицкой пользователи задали много вопросов. Сегодня мы публикуем вторую часть ответов на них.

Вопрос. Как МНС планирует поддерживать экспортеров и создавать равные условия хозяйствования для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН?

Ответ. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и являющиеся экспортерами, вправе на равных условиях в соответствии с действующим законодательством применять ставку НДС в размере 0% с одновременной уплатой налога при УСН по ставке 3%.


Вопрос. С 2016 г. лимит выручки для ИП снизили до 1,5 млрд, причем не понятно откуда взялась эта цифра и будет ли она индексироваться?

Ответ. Практика контрольной работы налоговых органов показала, что отдельными недобросовестными плательщиками для обналичивания денежных средств использовались расчетные (текущие) счета индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

В целях пресечения указанных схем ухода от налогообложения, с учетом ограничения количества работников, установленного НК при использовании данной системы налогообложения организациями (не более 100 человек), а также исходя из расчетов размера валовой выручки на одного работника организации и на одного работника индивидуального предпринимателя (включая самого индивидуального предпринимателя), принимая во внимание позицию бизнес-сообщества было принято решение о снижении критерия (с 13,7 млрд. рублей до 1,5 млрд. рублей), при котором индивидуальные предприниматели вправе применять УСН.


Вопрос. С 2015 года функционирует ЕАЭС. Страны стремятся создать единый рынок. И что бы выиграть от создания ЕАЭС, белорусские производители должны быть на этом рынке конкурентоспособными. По данным Всемирного банка (Paying Taxes 2016) средний уровень налоговой нагрузки на предприятие в Беларуси составляет 51,8% (63-е место в мире), в то время как у России 47% (и 47-ое место), а в Казахстане и вовсе 29,2% (18-е место в мире!!!). Скажите, за счет чего белорусские производители должны выигрывать конкуренцию на создаваемом общем рынке ЕАЭС? Особенно это касается производителей сложнотехнической продукции. Выходит, что только за счет меньшей заработной платы. Не загоняет ли существующая налоговая политика страну в ловушку бедности? Ведь если географию изменить невозможно (найти много нефти и газа, железных руд и т.д.и т.п.), то создать благоприятные с точки зрения налоговой нагрузки условия в наших силах

Ответ. Оперируя показателем налоговой нагрузки, приведенным Всемирным банком в докладе «Ведение бизнеса», следует иметь в виду, что он рассчитывается на базе условного предприятия с условными показателями, в том числе с условным значением прибыли. Помимо этого в методике Всемирного банка отдельно оговорено, что при определении данного показателя не учитываются никакие налоговые льготы. В то же время на практике вряд ли найдется предприятие, которое бы не использовало налоговые льготы.

В объеме налоговой нагрузки Беларуси по методике Всемирного банка наибольшую часть занимают отчисления по социальным платежам. Применительно к налоговой нагрузке по социальным платежам также следует учитывать, что в Беларуси указанные отчисления производятся за счет организации-работодателя, в то время как в ряде стран часть пенсионных платежей удерживаются из заработной платы работников, что не включается в налоговую нагрузку предприятия. Соответственно, такие платежи не учитываются Всемирным банком при составлении рейтинга. В то же время при осуществлении платежей из доходов физических лиц налоговая нагрузка не уменьшается, она «перекладывается» на работников.

Таким образом, показатель налоговой нагрузки Всемирного банка не отражает реальную налоговую нагрузку в Республике Беларусь на субъекты хозяйствования.

Помимо этого следует учитывать, что в Беларуси достаточно низкая ставка налога на прибыль (18%), в сравнении с Казахстаном и Россией, где ставка налога на прибыль составляет 20%.

Белорусские организации, получающие прибыль от реализации высокотехнологичных товаров, уплачивают налог на прибыль по данным товарам по ставке 10%. В полном объеме освобождается от налога на прибыль прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными (перечень инновационной продукции определяется Совмином). Помимо этого, налоговое законодательство содержит иные льготы.

При том, что в Беларуси ставка НДС составляет 20%, у нас применяется самый либеральный порядок возврата (зачета) из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов по НДС и исчисленной суммой НДС: возврат денежными средствами осуществляется по истечении 35 дней со дня вынесения налоговым органом решения без обязательности проведения налоговой проверки, что позволяет оперативно возвращать оборотные средства предприятиям.

В России разница между суммами налоговых вычетов по НДС и исчисленной суммой НДС подлежит возмещению (зачету, возврату) после проведения камеральной проверки. А в Казахстане возврат разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой НДС, подтвержденной результатами налоговой проверки, производится в течение 180 календарных дней с даты представления декларации по НДС.

Значительные налоговые преференции (в том числе освобождение от уплаты налога на прибыль на срок 5 и 7 лет, налогу на недвижимость, других налогов) предоставлены резидентам свободных экономических зон, организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (перечень населенных пунктов определен декретом президента № 6 от 7 мая 2012 г.

Плательщики Беларуси вправе также применять упрощенную систему налогообложения (ставка налога при УСН установлена в размере 3% для субъектов хозяйствования, уплачивающих НДС, и 5% — для не уплачивающих НДС; по состоянию на 01.02.2016 47,8% плательщиков применяют УСН).


Вопрос. Почему при сдаче помещений в аренду (в наем) суммы возмещения арендаторами (нанимателями) расходов на коммунальные услуги у арендодателя (наймодателя) считаются выручкой и облагаются налогом при УСН?

Ответ. В пункте 2 статьи 288 НК содержится прямая норма, определяющая обязанность субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по сдаче имущества в аренду (в наем), включать в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей исчисления налога при УСН суммы возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату (в плату за пользование жилым помещением).

Это обусловлено тем, что суть налога при УСН состоит в исчислении его от валовой выручки (то есть от всех поступлений), не учитывающей понесенные субъектами хозяйствования расходы. Именно поэтому ставка налога при УСН в несколько раз меньше ставки налога на прибыль.

Следует отметить, что при применении общего порядка налогообложения суммы возмещения арендаторами (нанимателями) расходов на коммунальные услуги у арендодателя (наймодателя) включаются в состав внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль.

Кроме того, обращаем внимание, что при осуществлении иных видов деятельности суммы, полученные сверх цены реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе суммы возмещения расходов, связанных с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), передачей имущественных прав, не включенные в цену товаров (работ, услуг), имущественных прав, также учитываются при определении налоговой базы налога при УСН.


Вопрос. Не кажется ли Вам целесообразным (учитывая дедолларизацию экономики) переход к бел. рублям при расчете налога на землю. У нас налог на землю «забирает» 60% выручки, нам инвестировать в развитие — нечего.

Ответ:

В соответствии с нормами Налогового кодекса Беларуси (далее — НК) налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

В свою очередь, кадастровая оценка проводится в соответствии с законодательством не реже чем через четыре года. То есть, актуальность кадастровой стоимости земельного участка отражается 1 раз в четыре года.

Поэтому в целях осовременивания кадастровой стоимости земель, земельных участков и обеспечения единообразного подхода к определению налоговой базы земельного налога в белорусских рублях по земельным участкам, имеющим кадастровую стоимость в долларах США, согласно статье 195 НК налоговая база определяется на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Беларуси, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

Также хотелось бы отметить, что на основании информации, содержащейся в налоговых декларациях (расчетах), предоставленных по итогам работы за 2015 год, проведен анализ налоговой нагрузки на примере ряда плательщиков малого и среднего бизнеса, который показал, что только у отдельных организаций удельный вес земельного налога в общем объеме выручки от реализации и затрат по производству составляет до 10 процентов, при этом у основной массы плательщиков удельный вес земельного налога составляет до 3%.


Вопрос. Почему МНС в целях повышения бизнес-климата не вносит предложения в местные органы власти по дифференциации повышающего коэф. при расчете налога на землю и недвижимость? В Гомеле он максимальный — 2,5 как для центра, так и для окраин и промышленных зон. Применение более низкого коэффициента для окраин города позволило бы производственным предприятиям в значительной степени сократить свои затраты. Например, по границе нашего предприятия проходит граница города, за забором налог на землю в 15 раз!!! ниже.

Ответ. Налог на недвижимость и земельный налог, уплачиваемые юридическими лицами, являются важным источником доходов местных бюджетов.

Нормами статей 188 и 201−1 НК предусмотрено право местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать), но не более чем в два с половиной раза ставки налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков. Вместе с тем, предусмотренное НК право не влечет обязанность местных Советов депутатов осуществлять такое увеличение (уменьшение) ставок налогов в обязательном порядке.

Учитывая изложенное, увеличение (уменьшение) ставок имущественных налогов — это исключительная прерогатива местных Советов депутатов, а определение размера повышения (снижения) ставок налогов в пределах установленного НК диапазона, а также степень их дифференциации зависит, в том числе, от таких показателей, как местонахождение объектов налогообложения. Именно местные органы власти каждый на своей административно-территориальной единице обладают более полной информацией о «престижности» тех либо иных районов, а соответственно, принимают решения об установлении коэффициентов, в том числе и с учетом экономико-планировочных зон определенных территорий.

Следует также отметить, что в настоящее время реализуется пилотный (экспериментальный) проект «Массовое формирование и кадастровая оценка недвижимости на территории Кобринского района Брестской области и Советского района г. Минска». На основе анализа полученных в ходе такого проекта данных будет рассмотрен вопрос о целесообразности перехода на исчисление налога на недвижимость от кадастровой стоимости (максимально приближенной к рыночной стоимости) по различным видам недвижимости. При принятии положительного решения дополнительно возможно рассматривать вопрос об отмене права местных Советов депутатов корректировать базовые ставки налога на недвижимость и земельного налога, установленные НК.


Вопрос. Насколько прозрачной и эффективной, по Вашему мнению, является процедура зачета НДС для белорусских экспортёров при торговле внутри ЕАЭС? Ведётся ли работа над сокращением сроков процедуры зачёта НДС как фактора, замораживающего значительную часть оборотных средств и ведущего к росту затрат экспортера? Ожидается ли электронное администрирование НДС на уровне ЕАЭС?

Ответ. При экспорте товаров с территории Республики Беларусь в государства — члены ЕАЭС белорусский экспортер осуществляет налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному НК, как и при экспорте товаров за пределы ЕАЭС.

В Республике Беларусь применяется самый либеральный порядок возврата (зачета) из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов по НДС и исчисленной суммой НДС (далее — возврат налоговых вычетов по НДС): возврат денежными средствами осуществляется по истечении 35 дней со дня вынесения налоговым органом решения без обязательности проведения налоговой проверки. А в случае ее назначения (по инициативе плательщика или налогового органа), срок проведения такой проверки не должен превышать 15 рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате.

Общий порядок возврата налоговых вычетов по НДС применим в Республике Беларусь как к крупным плательщикам, так и к плательщикам малого бизнеса.

Своего рода «ускоренный» возврат налоговых вычетов по НДС осуществляют плательщики, обладающие статусом «Лучший плательщик налогов, сборов» или реализующие на экспорт нефтепродукты, — по истечении 15 дней без обязательности проведения налоговой проверки. В случае назначения проверки таких плательщиков срок ее проведения не должен превышать 5 рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате.

В Беларуси проведена большая работа по упрощению порядка применения налоговых вычетов и объектов налогообложения НДС. Сегодня белорусский плательщик принимает к вычету суммы «входного» НДС по таким покупкам и операциям, по которым у российского или казахстанского налогоплательщика законодательство содержит ограничение вычета либо обязанность восстановить ранее принятые к вычету суммы «входного» НДС.

Проведенные совершенствования и либеральный порядок возврата налоговых вычетов по НДС (отсутствие обязательной налоговой проверки обоснованности заявленных к возврату налоговых вычетов по НДС, самый короткий срок проведения зачета (возврата) налоговых вычетов по НДС) указывают на преимущество белорусского законодательства в сравнении с международной практикой.

Анализ международного опыта применения налоговых вычетов по НДС свидетельствует о том, что зачастую при отсутствии в законодательстве прямых ограничений на вычет НДС в целях сдерживания его одномоментного возврата из бюджета могут использоваться различные «барьеры» в части администрирования (длительные сроки проведения проверок перед возвратом налоговых вычетов по НДС, а также непосредственно сроки такого возврата, последующее восстановление ранее принятых к вычету сумм «входного» НДС, ограничение вычетов при совершении отдельных операций и т.д.).

В отличие от России и Казахстана белорусским плательщикам:

— не вменена обязанность ведения отдельно налогового учета для целей налогообложения; не вменена обязанность составления книги покупок для целей учета налоговых вычетов по НДС;

— не вменена обязанность отслеживать направления использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг) и иных объектов. В России и Казахстане суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам) и иным объектам принимаются к вычету при условии, что эти объекты будут использованы только в целях облагаемого оборота.

— предоставлено право выбора периодичности представления декларации по НДС и срока уплаты НДС (ежемесячно или ежеквартально). Белорусские плательщики-экспортеры вправе избрать отчетный период — месяц и ежемесячно заявлять к возврату из бюджета налоговые вычеты по НДС, приходящиеся на экспортируемые обороты, облагаемые НДС по нулевой ставке. В Российской Федерации и Республике Казахстан отчетным периодом по НДС признается только квартал для всех налогоплательщиков.

В России разница между суммами налоговых вычетов по НДС и исчисленной суммой НДС подлежит возмещению (зачету, возврату) после проведения камеральной проверки. Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС.

В Казахстане возврат разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой НДС, подтвержденной результатами налоговой проверки, производится в течение 180 календарных дней с даты представления декларации по НДС, в которой указано требование плательщика о возврате налоговых вычетов по НДС из бюджета.

Упрощенный порядок возврата НДС в России и Казахстане предусмотрен только в отношении отдельных плательщиков (как правило крупных).

В Беларуси и срок проверки, и срок возврата разницы между налоговыми вычетами и исчисленной суммой НДС (35 дней) являются одними из самых незначительных в Европе.

Таким образом, рассматриваемые факторы являются взаимозависимыми: сокращение сроков возврата налоговых вычетов по НДС потребует (повлечет) одновременного установления административных барьеров: установление запрета на принятие к вычету сумм «входного» НДС по отдельным покупкам и операциям.

В условиях самого либерального срока и сложившейся экономической ситуации в республике, поставленных задач по выполнению доходной части бюджета и изысканию дополнительных источников доходов предложения по сокращению сроков возврата налоговых вычетов по НДС на данном этапе рассмотрены быть не могут.

По вопросу электронного администрирования на уровне ЕАЭС.

Учитывая общую для всех государств тенденцию постоянного расширения перечня документов, направляемых плательщиками в налоговые органы в форме электронного документа, международными договорами по косвенному налогообложению в ЕАЭС с 1 января 2016 г. электронный документооборот внедрен в механизм администрирования косвенных налогов.

Так, с 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор), а также Протокол о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года (далее — Протокол от 8 октября 2014 г.).

Неотъемлемой частью Договора является Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющийся приложением № 18 к Договору (далее — Протокол о порядке взимания косвенных налогов).

Протокол о порядке взимания косвенных налогов и Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года (с изменениями, внесенными Протоколом от 8 октября 2014 г.) наделяют плательщиков (импортеров) правом представлять в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — заявление) в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью (далее — ЭЦП), что позволяет сократить временные и материальные затраты на администрирование.

Начиная с 2015 года для применения этого механизма на портале МНС через сервис «Личный кабинет» реализована возможность, позволяющая белорусскому импортеру, являющемуся пользователем системы электронного декларирования, представлять в налоговый орган заявления в виде электронного документа.

В свою очередь, подпунктом 3) пункта 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и пунктами 5 и 7 статьи 102, пункта 3 статьи 114 НК белорусскому экспортеру предоставлена возможность подтверждать обоснованность применения ставки НДС в размере ноль (0) процентов и (или) освобождения от акцизов при экспорте товаров (работ, услуг) в государства-члены ЕАЭС путем заполнения приложения 11 «Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» к форме налоговой декларации (расчете) по НДС и (или) приложения 2 «Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» к форме налоговой декларации (расчета) по акцизам, которые представляются в налоговый орган одновременно с соответствующей налоговой декларацией (расчетом) по НДС и (или) акцизам.


Вопрос. Почему не прекращается порочная практика, когда юридическое лицо остается виноватым без вины. Речь идет о случаях, когда предприятие закупало товар у поставщиков в 2012-м и ранее годах. Впоследствии эти поставщики попали в реестр лжепредпринимательских структур (хотя на момент сделок реестра вообще не существовало или в нем не было сведений о них). Сотрудники налоговых органов тщательно относятся к проверке сделок с подобными контрагентами и наладили очень ходовую схему отъема денежных средств у добросовестного налогоплательщика и повышения собственных показателей: у директоров лжепредпринимательских фирм берется стандартное объяснение, что он к работе фирмы не имеет никакого отношения, ТТН не подписывал, формально значился директором — и этого для ваших работников достаточно чтобы признать первичный учетный документ недействительным. Хотя даже п. 1.10 Указа № 488 гласит: «При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции». Т.е. если средства за товар уплачены и товар физически попал к нам на склад, включен в производство конечной продукции, как ТТН по его поставке может быть признана недействительной лишь на основании неверного заполнения отдельных ее реквизитов поставщиком, ответственность за это несет ведь лицо, подписывающее ТТН со своей стороны, оно знает, что сведения являются недействительными, а не мы. Закон о бух учете и постановление Минфина № 192 говорят какие реквизиты ТТН должны быть оформлены, но последствий неверного заполнения или даже не заполнения отдельных реквизитов не называют. Лишь упомянутый указ определяет критерии, по которым первичный учетный документ признается не имеющим юридической силы. Получается из-за цели любой ценой раздеть добросовестного налогоплательщика, ему нужно нести дополнительные судебные издержки, доказывая свою невиновность, когда и доказывать нечего — движение товара отслеживается по документам до конечного потребителя готовой продукции.

Ответ. Подпунктом 1.10 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее — Указ № 488) определены требования к первичному учетному документу для целей налогообложения. Такой документ должен обладать юридической силой, под которой понимается соответствие действительности отраженной в нем хозяйственной операции.

Общими принципами оценки доказательств при установлении определенного факта (его отсутствия) является их относимость, допустимость, достоверность, достаточность и непротиворечивость. Прямые доказательства непосредственно указывают на искомый факт (его отсутствие) и позволяют сделать единственный вывод. Такой вывод может быть сделан и при оценке в совокупности нескольких косвенных доказательств.

В соответствии с Указом № 488, если контролирующим органом по результатам проверки собраны доказательства, опровергающие (то есть отвечающие вышеназванным принципам) факт совершения отраженной в первичном учетном документе хозяйственной операции, либо такие доказательства представлены правоохранительными органами, по результатам проверки применяется методика корректировки (расчета) налоговых обязательств, определенная подпунктом 1.11 пункта 1 Указа № 488.

Закрепленный в подпункте 1.11 пункта 1 Указа № 488 порядок налогообложения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, не устанавливает противоправность деяния, выражающегося в неполной уплате налогов, сборов, не усиливает ответственность за данное нарушение, каким-либо образом не ухудшает положение юридического лица, а определяет единый порядок налогообложения хозяйственных операций, оформленными не имеющими юридической силы первичными учетными документами.

При этом обязанность обеспечивать достоверность первичных учетных документов не была введена Указом № 488, а существовала в ранее действовавшем законодательстве.

Требования о наличии у первичных учетных документов юридической силы ранее содержались в статье 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 № 3321-XII (в редакции, действовавшей до 01.01.2014).

Учитывая изложенное, применение закрепленного Указом № 488 порядка налогообложения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, составленными до вступления данного нормативного документа в силу, не противоречит требованиям действовавшего и действующего в рассматриваемой сфере законодательства.


Вопрос. Вопрос по счет-фактуре по НДС: если Заказчик транспортной услуги нерезидент РБ (Поляк), то мы выставляем ему Акт с ставкой НДС 0%.

Вопрос:

1. надо ли подавать счет-фактуру по НДС ?

2. что делать если Заказчик (Поляк) не подпишет счет-фактуру по НДС в электронном виде?

Заказчик не резидент РБ (Поляк), Акт выставлен со ставкой НДС 0% (международная грузоперевозка), сумма Акта 600 (Шестьсот) Евро, вознаграждение экспедитора (выручка) 50 (Пятьдесят) евро

Вопрос — какую сумму отражать в счет-фактуре по НДС (600 или 50)?

Ответ. При реализации транспортных услуг нерезиденту (то есть неплательщику НДС в Республике Беларусь) электронный счет-фактура будет создаваться перевозчиком и направляться только на Портал электронных счетов-фактур, являющийся информационным ресурсом МНС (далее — Портал), без направления его нерезиденту (пункт 8 статьи 1061 НК в редакции, действующей с 01.07.2016).

При реализации услуг транспортной экспедиции клиенту — нерезиденту, экспедитор будет создавать и направлять на Портал один электронный счет-фактуру — исходя из размера вознаграждения, определяемого в соответствии с положениями пункта 10 статьи 98 НК.

Запрет на "упрощенку" для интернет-площадок в вопросах пользователей и ответах МНС

←В Гродно откроется филиал Парка высоких технологий

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика