Янтарный бизнес может объединить ювелиров Литвы и Беларуси
На минувшей неделе в Вильнюсе в 13-й раз прошла крупнейшая в странах Балтии выставка ювелирных изделий «Amber trip». Белорусский интерес на ней также был представлен. Правда, пока в минимальном количестве.
В этом году в Amber trip приняли участие около 150 представителей бизнеса из стран Балтии, Польши, Турции, Италии, Украины, России, Германии, Беларуси и других стран. Особенностью нынешней выставки можно назвать непривычно большое количество гостей из Китая и Ближнего Востока. Организаторы выставки это объясняют восстановлением рынков и возросшим интересом к янтарю в тех регионах.
Около 60% выставочной площади занимали компании, специализирующиеся на янтаре. Помимо того, что название выставки с английского переводится как «янтарная тропа», данный полудрагоценный камень является самым популярным в северной части Европы. Впрочем, было достаточно и тех, кто готов был предложить в качестве альтернативы ювелирные изделия из других драгоценных металлов и камней. В их числе гомельский «Кристалл», который уже более 10 лет участвует в этой выставке и нацелен на завоевание европейских рынков.
Идеолог Amber Trip Гедрюс Гунторюс говорит, что интерес к выставке со стороны Беларуси всегда есть: «много белорусов приезжает в Литву, чтобы приобрести янтарь». При этом он отмечает, что в этот раз по техническим причинам не получилось провести круглый стол для налаживания взаимодействия между Беларусью и Евросоюзом в ювелирной сфере. «Но мы в ближайшее время продолжим консультации с Минфином Беларуси, проведем встречи и найдем общие точки соприкосновения, где и как мы можем быть полезны друг другу», — сказал Гунторюс. «Для Литвы Беларусь интересна в качестве путеводителя на рынки Евразийского экономического союза, для Беларуси Литва — на рынки ЕС», — отметил эксперт. По его словам, основная проблема связана с взаимным признанием клейм. Наблюдатели отмечают, что это сделать будет очень сложно, учитывая что даже еще в ЕАЭС не удалось создать общую структуру государственного пробирного надзора для регулирования ювелирного рынка.
Впрочем, больше в центре внимания мероприятия было сырье. Главное промышленное предприятие по добыче янтаря открытым способом в карьерах находится в поселке Янтарный Калининградской области. Залежи янтаря здесь составляют не менее 90% от мировых. Гендиректор «Калининградского янтарного комбината» Михаил Зацепин заверил журналистов, что при нынешних объёмах добычи янтаря здесь хватит на 300 лет. Полтора года назад главный добытчик янтаря заявил о желании навести порядок в торговле «солнечным камнем», который часто нелегальными ручьями из Калининградской области попадал в Литву и другие страны.
По словам Зацепина, до недавнего времени комбинат торговал янтарем «по бросовым ценам». «Для этого были определенные указания некоторых федеральных госорганов, в частности, антимонопольной службы. Но мы сумели [их] убедить, что такая их политика приведет к краху предприятия и отрасли, потому что предприниматели были не заинтересованы в производстве изделий, а основная задача была приобрести несколько сот килограмм янтаря и за воротами [комбината] продать тут же в 10 раз дороже. Уже по той реальной цене, которая имела место быть на рынке. Такая политика не стимулировала рост производства. Комбинат терял на этот из года в год, не обновлялось оборудование, техника», — сказал руководитель.
С октября 2015 года Калининградский янтарный комбинат часть продукции реализует через аукционы (в Казани, Санкт-Петербурге и Калининграде). Таким образом устанавливаются индикативные цены. «Это позволило отсечь спекулянтов и оставить тех, кто будет заниматься производство изделий из янтаря», — сказал Зацепин. В итоге цены на крупные фракции выросли в 5−6 раз, более мелкие фракции — до 2 раз. Так 32 фракция стоит 1500 евро за 1 кг.
Михаил Зацепин призвал производителей из других страны «активнее объединять усилия». Потому что калининградские переработчики в состоянии переработать от силы 100 тонн. Что касается поведения цен в ближайший год, то директор комбината прогнозирует, что они останутся на нынешнем уровне. «Каких-то резких скачков вверх или вниз мы не прогнозируем. Цена и так достаточно серьезная. Повышать смысла нет, а понижать — мы в этом не заинтересованы», — сказал Зацепин.
Эксперты сошлись во мнении, что государство должно тщательно регулировать добычу полезных ископаемых. В качестве неудачного примера была приведена ситуация в Украине. Как сообщила в Вильнюсе представитель киевского Государственного геммологического центра Елена Беличенко, в 2015 году в Украине легально было добыто только 5 тонн янтаря, нелегально — на порядок больше. По экспертным оценкам, примерно в 300 млн долларов оценивается незаконный годовой оборот янтаря в Украине. Кроме того, наносится непоправимый вред природе в Волынской, Житомирской и Ровенской областях. О существующей проблеме все знают. 3 июля президент Порошенко давал силовикам две недели для ликвидации «крышевания» незаконной добычи. Однако особо эффекта это не возымело. Почему так происходит? «Коррупция», — отметила кратко Елена Беличенко. «Когда у людей официальная зарплата около 80 долларов, а на шее четверо детей, им ничего не остается, как превращаться в «старателей», — добавил собеседник из Украины, пожелавший сохранить анонимность. По словам украинских экспертов, среди «старателей» есть не только украинцы, но россияне и белорусы из соседних регионов.
В Беларуси в промышленном масштабе янтарь не добывается. Но в 2015 оду факты незаконной добычи янтаря зафиксированы в четырех районах Брестчины — Кобринском, Жабинковском, Березовском, Дрогичинском. Местные «старатели» добывают янтарь в малодоступных местах, в основном на торфяниках, надеясь остаться незамеченными.