"Это высший пилотаж у молочников". За счет чего "Савушкин продукт" уходит в отрыв
«Я со светофора люблю вырываться вперед, тогда есть возможность маневра. Так и в управлении предприятием», — говорит гендиректор ОАО «Савушкин продукт» Александр Савчиц. «Савушкин продукт», основной молочный актив Александра Мошенского, входящего в тройку самых крупных и влиятельных бизнесменов Беларуси, — второй по объемам переработки молока в стране и лидер среди молочников по эффективности переработки, стабильно входящий в топ-30 самых прибыльных ОАО страны. О том, в чем истоки такой эффективности, как брестская молочка прорывается в Азию и что такое настоящая модернизация, читайте в репортаже TUT.BY.
Высший пилотаж молочника
«Я своим брестчанам всегда говорю: радуйтесь, что в Беларуси есть такие предприятия, как наше», — говорит замдиректора по производству ОАО «Савушкин продукт» Ольга Лучиц, ведя журналистов по коридору нового завода. Чтобы пройти на производство, приходится снять часы и всю ювелирку, надеть бахилы, халаты, шапочки, а перед входом на завод творогов — и маски.
Все поступающее молоко проходит через лабораторию входного контроля, проверяющую микробиологию, жирность, кислотность, плотность поступающего молока, отсутствие в нем антибиотиков. Если молоко не соответствует требованиям, оно возвращается назад поставившему его хозяйству, и такие случаи еще есть, отмечают на предприятии. За 2015 год на заводе завернули около 1,2 тысячи тонн — 0,2% годового объема. «Но все равно это достаточно много», — констатируют специалисты. Нарушения различные, в том числе повышенная кислотность, наличие антибиотиков (13 случаев за год).
Бороться с антибиотиками, вспоминает Савчиц, на предприятии начали еще в 1994 году, когда первую партию брестского сухого молока завернули на границе с Германией. «Тогда первый прибор купили и раз двадцать в лабораторию в Польшу продукцию возили — в СНГ еще и речи не шло о контроле антибиотиков в молоке. В те времена до 70% молока было с антибиотиком, а сегодня единичный случай — это ЧП», — рассказывает гендиректор.
Сердце завода — аппаратный цех. Здесь происходит очистка, нормализация по жирности, гомогенизация (дробление жировых шариков, чтобы каждая ложка готового продукта имела одинаковую жирность) и пастеризация и молока. Здесь все нацелено на качество и безопасность. В просторных залах — километры хитро переплетенных труб всех диаметров, но людей практически не видно.
«Нет человека — нет проблемы! — грозно заявляет Савчиц и тут же улыбается, видя недоумение на лицах журналистов. — Я говорю в контексте пищевого производства: чем меньше контактов рук человека с пищевым продуктом, тем лучше». Впрочем, реализация инвестиционных проектов в прошлой пятилетке позволила не только значительно нарастить производственный потенциал и конкурентоспособность компании, но и дополнительно создать новые рабочие места для 469 человек.
Особо капризный продукт, требующий высочайшей стерильности производства, — творог. Но только здесь есть исключение из полной автоматизации: творог- «шайба» и «клинок» — продукт слишком нежный, его укладку доверяют только женским рукам. Все сотрудники здесь в красных шапочках, одноразовых перчатках и масках на лице. Поступающий в цех воздух проходит систему глубокой фильтрации, чтобы не допустить попадание бактерий в открытый продукт. Это «красная зона» на предприятии.
Управление производством цельномолочной продукции и творогов осуществляется из диспетчерской, где все процессы обеих площадок, от приемки до упаковки готового продукта, видны на экранах.
Новый завод творогов «Савушкин продукт» построил за год, выпустив первую продукцию в апреле 2014 года. Проект обошелся примерно в 40 млн долларов. «Все деньги мы заработали сами и взяли в кредит», — уточняет Савчиц. Окупиться завод должен максимум за 4 года.
«Конкуренции мы не боимся абсолютно, — продолжает гендиректор. — Мы готовы конкурировать с мировыми производителями йогуртов, с PepsiCo и Danone. Еще 10 лет назад мы занимали 20% белорусского рынка десертов, а Danone — 50. Сейчас мы их обогнали. А белорусским производителям нужна специализация. Не надо всем делать, к примеру, сырки — по сотне килограммов, но в каждом районе. Отсюда и себестоимость высокая, а рентабельность — низкая».
Среди новинок, которые предприятие (ему в этом году исполняется 40 лет) обещает выпустить в юбилейный год, — сыр со сроком созревания год. «К концу года будет готов! Вчера уже дегустировал пасту с „Савушкиным пармезаном“, я так называю наш 12-месячный экстра выдержанный, — улыбается Савчиц. — Прекрасная вещь». Журналисты не преминули воспользоваться шансом и тоже попробовали сыр, который зреет уже почти год: плотная зернистая структура, резкий яркий вкус… «Еще не достоял, — критично констатирует Савцич. — Еще минимум месяца 3−4 надо».
Модернизация должна проводиться после глубокого анализа и с четким пониманием молочного рынка. Необходимо знать, куда будет продана выпущенная продукция, подчеркивает Савчиц: «Мы ничего не модернизируем ради модернизации, а начинаем с рынка. По творогу мы рынок изучили, и тогда построили завод, зная, что все продадим. Если бы у нас было больше сырья, мы бы его мощности загрузили полностью». Кстати, эффективность переработки молока в компании самая высокая в республике.
Перспективный взгляд
Все производство на «Савушкине» — безотходное. «Мы полностью перерабатываем так называемые побочные продукты производства (сырную и творожную сыворотку и пахту), превращая их в конкурентный и востребованный на рынке товар с большой добавленной стоимостью, даже покупаем сыворотку у других заводов», — рассказывает гендиректор. Всего в стране перерабатывается 68% сыворотки. Но уже в апреле этого года «Савушкин продукт» введет в эксплуатацию сушилку, что позволит еще 600−1000 тонн сыворотки покупать на стороне.
Это первая в Беларуси сушилка мощностью 3 тонны в час и 60 тонн сухого продукта в сутки стоимостью 11 млн евро. Она уже смонтирована, здесь начинают работы наладчики. «Аналогов в мире — единицы. Новое оборудование позволяет в потоке добавлять все витамины, получается полуфабрикат для детского питания. Если сейчас сыворотка продается по 50 центов за кг, то полуфабрикат, соответствующий всем жесточайшим требованиям для детского питания, уже будет стоить 2,5 доллара, — рассказывает Савчиц. — Если все будет нормально, весь продукт уйдет на экспорт, в том числе в Китай».
Рядом с основными производственными площадками и будущей сушилкой — двенадцатиэтажный логистический центр примерно на 7 тысяч паллетомест, введенный в эксплуатацию в прошлом году. Объект, снаружи окрашенный в жизнерадостные «голштинские», черно-белые, цвета, обошелся «Савушкину продукту» в 7 млн евро.
И здесь все процессы идут в автоматическом режиме — отгрузка 250 наименований продукции, загрузка, контроль за сроками годности. В смену тут трудится всего два человека. Подъезжает машина на 32 паллетоместа, и четыре крана идут на загрузку, которая занимает 10−25 минут в зависимости от ассортимента.
Все происходит при строгом соблюдении холодной цепочки от +2 до +6°С, ведь для молочной продукции недопустимы перепады температуры. Здесь одномоментно грузят десять рефрижераторов.
«Себестоимость — это вопрос номер один уже семь лет, и на предприятии, и в сырьевой зоне. Мы работаем над ним ежедневно. По себестоимости сегодня мы ничем не уступаем Западу. Мы готовы с ними конкурировать, — рассказывает Александр Савчиц. — Первые годы мы снижали себестоимость очень высокими темпами. К примеру, когда купили свой транспорт и убрали старые молоковозы, транспортные расходы по доставке сырья сократились сразу на 70%. Начали сравнивать, сколько воды на мойку оборудования у нас выходит — в разы больше, чем в Германии! Тоже решили вопрос. А все это — деньги».
«Или вот наш новый логистический центр, — продолжает гендиректор. — Теперь мы можем напрямую заключать договоры на поставку с российскими федеральными сетями. На сокращении логистической цепочки мы выигрываем 15−20%, и они столько же. Сейчас мы заключаем прямой контракт со второй по величине сетью РФ, Х5. Уже и „Магнит“ соглашается. А прямой контракт — это гарантия, что наша продукция будет стоять у них на полке».
Беларусь в прошлом году увеличила экспорт молокопродукции на 15% к 2014 году — до 3,8 млн тонн, но за счет девальвации российского рубля экспортная выручка снизилась на 27% — до 2,2 млрд долларов. В том числе «Савушкин продукт» увеличил экспорт на 20% — в натуральном выражении до 117 тысяч тонн, снижение в деньгах — 6,6% (182 млн долларов). Сегодня экспорт составляет около 60% в объеме производства. Доля России — около 85% в общем объеме, хотя еще несколько лет назад было 90%.
С 2012 года «Савушкин продукт» имеет право поставки своей продукции в ЕС и с июля 2013 года осуществляет регулярные поставки своей десертной и кисломолочной продукции. «Получить европейскую лицензию дело непростое: трудоемкое и затратное. Много нюансов — от проводки, облицовки цехов до оборудования и прослеживаемости всех производственных и технологических процессов. Зато сегодня наше предприятие войдет в пятерку лучших в Европе, — рассказывает Александр Савчиц. — Попасть в ЕС на полку еще сложнее: заградительные пошлины делают продукцию в два раза дороже. Зато в имиджевом плане бессрочная лицензия Постоянного комитета ЕС, дающая право на поставку в Евросоюз, — козырь железный, открывающий путь на рынок многих стран». Среди таких стран — Китай, куда продается сыворотка и ультрапастеризованное молоко, страны Африки.
«Нас нигде не ждут с распростертыми объятиями, конкуренция везде жесткая. Но мы все равно там будем, главное — зацепиться. Но все же главный для нас рынок — свой, белорусский», — резюмирует гендиректор.
У истоков большого молока
«Сегодня вы увидели высший пилотаж», — констатирует заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло, когда мы выезжаем за ворота предприятия. Но самое неожиданное еще впереди.
Сельхозактив вместе с долгами достался «Савушкину продукту» в 2005 году. «Было два бедных колхоза, объединили, получили один нищий, отдали нам — улыбается Александр Савчиц. — Но за год с надоя в 3,8 тысячи литров молока на корову мы вышли на 5,8 тысячи литров». В прошлом году в этом хозяйстве надоили 7,7 тысячи литров от коровы, в этом году, если он будет менее засушливым, обещают превысить 8 тысяч. «Работа со стадом продолжается. У нас сегодня есть девочки (так я ласково называю наших буренок), их больше 500, которые дают около 40 литров молока. Умножьте эту цифру на 260 дней лактации и получите 10 тысяч литров! Вот наша задача выходить на такие показатели по всему дойному стаду», — подчеркивает гендиректор.
На ферме «Дворище» хозяйства «Савушкино» растят 1400 телят — от новорожденных малышей, не дотягивающих до сорока килограммов, до бодрых одиннадцатимесячных телочек, по-жеребячьи гарцующих в загонах.
«Здесь была молочно-товарная ферма привязного содержания образца 60-го года. В прошлом году начали реконструкцию, три здания построили. В день привес составляет 800−1000 граммов. Нет трудностей с растелами, телятки выровненные — технологические вопросы, которые раньше были, снимаются. За 2015 год падеж новорожденных телят был 1,5%, казалось бы, меньше уже не бывает. А вот в феврале этот процент равнялся нулю», — рассказывает директор сельхозпредприятия Сергей Гусак. Корм и вода у животных в свободном доступе, поилки с подогревом — белорусские. «Здание было довольно страшное, переделали своими силами», — рассказывает он.
Игорь Брыло начинает расспрашивать директора о выпаивании, содержании и вакцинации телят, постепенно расплываясь в улыбке: технология соблюдается железно, все цифры — как по учебнику. «Видите, ничего сверхъестественного в здании нет, обычное, примитивное, с железобетонными „клюшками“. Расширили окна, чтобы была вентиляция и не было сквозняка, выгульные площадки выложены соломой, чисто и сухо, а не по пояс в грязи телята. Правильное выращивание теленка — это снижение затрат на ветпрепараты, практически стопроцентная сохранность телят. А здоровая корова — это здоровая экономика», — рассказывает замминистра.
В 2015 году в Беларуси произвели 7 млн тонн молока (+6,6% к 2014 году), а потребили — 3,2 млн тонн. Поэтому экспорт — жизненно необходим. А для этого кроме качества нужна себестоимость. А резервы ее сокращения на селе — огромны, уверен Брыло.
«Есть технология, по которой работает весь мир, в том числе — наши лучшие хозяйства, как „Савушкино“. Если новорожденного теленка для полного иммунного статуса надо выпоить молозивом в количестве 10% от массы тела, то не надо слушать никаких наших великих скептиков — надо твердо соблюдать технологию. Только на правильной выпойке первой порции молозива мы экономим около 1 млн рублей на голову. И это только за месяц жизни животного! По стране это 1 трлн рублей по отрасли. Основная задача: для правильного физиологического формирования скелета, внутренних и половых органов, мышечной массы (а это залог будущей здоровой и высокопродуктивной коровы) теленок в первые три месяца жизни должен набрать массу в 110 кг. У „Савушкина“ — набирает. В среднем по стране имеем 87,5 кг…», — констатирует заместитель министра. Дополнительный месяц кормления животного — потеря еще 1 трлн рублей в масштабах страны. Следующая задача — осеменить телку в возрасте 13−15 месяцев, чтобы первотелка растелилась и начала давать молоко до 24-х месяцев. А по стране сейчас — до 27 месяцев. В итоге корова начинает давать молоко на 3−4 месяца позже. Каждый лишний месяц — 60 долларов затрат на телку. За три месяца — 1,9 трлн рублей затрат и потери от неполученного молока 2,5 трлн. Итоговые потери от несоблюдения по всей отрасли технологии по выращиванию телок от рождения до первого отела — 8,9 трлн рублей за год, — говорит замминистра. «То есть у „Савушкина“ корова уже три месяца доится, а в ряде хозяйств еще не отелилась. Вот и вся экономика, вся эффективность производства», — уточняет он.
Молочные реки «Савушкина» начинаются на молочно-товарной ферме «Лесная». «У нас первая в стране молочно-товарная ферма на 3 тысячи голов дойного стада. Мы постоянно учим людей. Качественное молоко для колхоза — это хорошие деньги, выручка у нас на молоке около 8 млрд рублей в месяц. Но молоко здесь самого высшего сорта», — рассказывает Савчиц.
Когда-то здесь трудилось 55 доярок в смену, сейчас — 5. На «карусели» доятся одновременно 80 коров. Средний удой — 21 литр на корову в день и 7706 литров в среднем за год (плюс 800 литров к 2014-му).
«Видите, сколько «ребят» в очереди? В смысле «девчат», — шутят специалисты, показывая на толпящихся перед входом в доильный зал коров. А заместитель министра резююмирует: «У нас сейчас революционный этап в животноводстве. Будущее есть только у эффективных предприятий. А эффективность — это диктатура технологий».