Стоит ли "Беларуськалий" 32 млрд? Белорусы, наконец, могут узнать реальную цену "фамильного серебра"
Противоречивые сигналы и противоречивые решения становятся фирменным стилем в Беларуси. В начале марта президент зарубил амбиции Нацбанка, метившего в мегарегуляторы, но зато дал зеленый свет выходу белорусских предприятий на международные рынки через депозитарные расписки. Об этом рассуждает Сергей Чалый в очередной передаче «Экономика на пальцах».
Эксперт напоминает, что с идеей создания мегарегулятора Нацбанк носился с 2012 года, многократно аргументируя свою позицию и постепенно получив дополнительные полномочия по регулированию, в частности, рынков лизинга, форекса, микрофинансовых организаций. Но принятие решения о передаче Национальному банку полномочий по регулированию страховой деятельности и рынка ценных бумаг президент отложил на год.
Аргументация при этом на совещании озвучена такая: «Страны используют разные системы регулирования финансового рынка. В Беларуси будут руководствоваться своим опытом, потребностями и нынешней ситуацией. Были взвешены все риски от принятия такого решения. Монопольное регулирование не всегда может идти во благо. Банки также оказывают страховые услуги. На данный момент между ними и страховыми компаниями есть конкуренция, а, значит, потребители имеют больше возможностей для выбора. Нацбанк же занимается развитием банковского сектора. Не исключено, что ему бы и стал отдавать приоритет регулятор в случае расширения своих полномочий».
«На самом деле это неправда, — отмечает Чалый. — Банки не оказывают страховые услуги и со страховыми компаниями никак не конкурируют. Так что это объяснение — скорее создание дымовой завесы». Он напоминает, что у нас на страховом рынке доминируют госкомпании, а в некоторых страховых услугах они просто монополисты. Так что страх монополии удивляет: «Монополия может быть на рынке, но опасения монополии регулятора — это бред».
Причем, добавляет он, в Беларуси уровень развития страховых услуг неудовлетворительный — в разы хуже, чем в Европе и США.
Несмотря на то, что регулировать страховую деятельность и рынок ценных бумаг по-прежнему будет Минфин, президент решил наделить Нацбанк контролирующими полномочиями в этих сферах, обещав при необходимости принять соответствующий нормативный правовой документ. В таком режиме планируется работать в течение года, чтобы затем вернуться к этому вопросу.
Странными показались Сергею Чалому и аргументы по Банку развития, который отдали под контроль регулятору. «Что касается Банка развития, то на данный момент он в целом выполняет функции банков, за исключением обслуживания населения. Поэтому передача Нацбанку регулирующих полномочий в отношении БРРБ — логичное и согласованное со всеми заинтересованными сторонами решение», — отмечено по итогам совещания. Эксперт подчеркивает, что функции Банка развития были известны с момента задумки его создания6 «Настоящая причина — секрет полишинеля. Нацбанк более года работает в режиме монетарного таргетирования, управления процентными ставками через таргетирование широкой денежной массы, а рядом есть орган, который ему не подчиняется, но может увеличивать кредитную поддержку предприятий. Кредитная поддержка растет, но банковская статистика ее не учитывает».
Через день президент вернулся к теме развития финансовых рынков, отметив, что было отложено рассмотрение вопроса с передачей Нацбанку полномочий по регулированию страховой деятельности и рынка ценных бумаг, потому что существующая в Беларуси система нормально функционирует и не вызывает нареканий со стороны граждан. На самом деле, уверен Чалый, нареканий (тем более от граждан) нет, потому что нет рынка ценных бумаг.
«С приватизацией, у нас все складывается так же, как и с рынком ценных бумаг и страхования — все есть, а рынка нет. То есть, есть инфраструктура, есть агентство, есть якобы простые и понятные правила. И при этом всего одна сделка за прошлый год…», — констатирует Чалый.
«Перед теми, кого называют романтиками или либералами, ставят проблему, они дают четкие рекомендации, как ее решать, а потом из этой четкой пирамиды власти начинают доставать неугодные им „кирпичики“. Пирамидка какое-то время держится, а потом — падает. И мы начинаем удивляться, что их концепция не работает», — продолжает он.
И хотя вопрос приватизации в последнее время практически исчез с повестки дня, в начале марта он воскрес в виде указа о выпуске акций с использованием иностранных депозитарных расписок. При этом Лукашенко потребовал оценить имеющиеся при реализации предложенных мер риски, поинтересовался, что это даст предприятиям и стране, возрастет ли приток иностранных инвестиций. Указом оговаривается право предприятий выпускать через иностранные депозитарные расписки до 25% акций.
Стоит сказать, напоминает Чалый, что принятие указа о депозитарных расписках обсуждалось в коридорах власти уже давно. В частности, в ноябре 2012 года проект документа уже вносился на рассмотрение главы государства, но так и не был принят.
В тоге указ по депозитарным распискам, уверен Чалый, единственный полезный итог совещания. Он отмечает, что идея запустить механизм размещения депозитарных расписок в пределах 25% капитала появился одномоментно с планами по выходу на IPO — правовая база готовилась в конце 2007 года, об этой возможности вновь вспоминают в 2010 году, когда к IPO готовили БЕЛАЗ, который должен был выйти на рынки после выпуска государством евробондов.
«Если расписки заработают, сильные предприятия смогут заимствовать, причем, не исключено, дешевле суверенных заимствований. Эти возможности появились у Беларуси сейчас, после снятия санкций. Теперь можно говорить о размещении еврооблигаций на самом деле, а не просто так. Конъюнктура уже прошлого года была лучшей и сейчас она хорошая, и при этом иностранные консультанты, необходимые для размещения, вновь готовы с нами работать», — аргументирует Чалый.
Он отмечает, что такая форма привлечения ресурсов важна, потому что шансов быть привлекательным для инвестора больше: «Это размещение на привычных для инвестора площадках, в понятном им режиме, без всяких курсовых рисков».
«Важно, — подчеркивает Чалый, — что при размещении такого пакета через IPO или депозитарные расписки у нас, наконец, появится рыночная оценка капитализации всей компании на конкретный момент времени. Именно поэтому и важно было размещение бондов — в каждый конкретный момент времени можно оценивать, как серьезные международные инвесторы относятся к возможности нашего правительства выполнять свои обязательства по внешним долгам. Это зеркало, в которое можно посмотреться. Тем более, что конечная цель этих преобразований — повышение капитализации наших активов, а не затыкание финансовых дыр, чем приходится заниматься сейчас».
Он напоминает, что пока большинство оценок белорусских активов оказывалось не слишком привлекательными для инвесторов. В частности, речь идет о сумме в 32 млрд долларов за «Беларуськалий».
В перспективе, добавляет эксперт, глава государства может вернуться и к предложениям о приватизации. «Пока возражения президента звучат как „а что мы будем делать, когда продадим и проедим то, что наживали поколениями“. То есть даже не предполагается, что деньги эти не обязательно проедать. Да и предприятия не будут „съедены“ — они сменят собственника, но могут гораздо эффективнее заработать», — резюмирует Сергей Чалый.