“На жизнь осталось Br1,3 млн” - пенсионеры о новой коммуналке
Кружки по рукоделию для пенсионеров в центре социального обслуживания проходят каждую неделю. Со всех уголков района сюда съезжается группа из 7-8 пожилых женщин. Зачастую кружок проходит самостоятельно: заняв руки пряжей, вязаньем или вышивкой, пенсионерки обсуждают скидки в гипермаркетах и другие способы выживания на Br 3 млн в месяц. Для многих из них коммуналка - одна из главных статей расходов, но при этом - тема политическая, на которую они предпочитают не высказываться во всеуслышанье.
-Я живу одна в двухкомнатной квартире, - рассказывает Наталья Владимировна, женщина с моложавым лицом и ясной улыбкой. В руках у нее белоснежный платок, связанный крючком - будет, чем согреться в февральские морозы. - Общая площадь - 52 “квадрата”. За январь я заплатила Br 343 тыс., и это при том, что я инвалид второй группы, и мне положены льготы. В этом месяце государство заплатило за меня Br81 тыс, облагодетельствовали, так сказать. А еще свет, телефон, интернет, которые не входят в жировку. Вся квартплата получается порядка Br600 тыс. И вот, мне одной, с пенсией Br 1 959 000. приходится оплачивать эту сумму. На жизнь остается Br 1300 тыс.
- С декабря по январь моя жировка потяжелела на Br150 тыс, почти в два раза! А в феврале, знаю по опыту, будет еще на 150 тыс. дороже!
- Больше всего меня поразила стоимость пользования лифтом, которая за месяц выросла в одиннадцать раз: с Br3 000 до Br 32 000. Br 22 000 мне выставили за свет в коридоре! У соседей моих - та же сумма. А на этаже у нас 6 квартир, и только одна лампочка горит: получается, что ее расход составляет Br126 тыс в месяц!
- Даже Президент остался недоволен, - соглашаемся мы.
- Ой, Президент недоволен каждый раз! - вступает в дискуссию другая пенсионерка. - Как только тема повышения тарифов - так Президент недоволен. Я верю Президенту, понимаю, что он защищает нашу страну, но каждый раз он так удивлен коммуналкой, как будто не он подписывает эти указы!
- Меня зовут Ирина Александровна. Моя коммуналка выросла на 200 тыс. Было Br 300 000, стало - Br 485 000. Да еще 200 тысяч за свет и телефон. Вся квартплата - почти 700 тыс. За интернет заплатишь - уже 800 тыс. Ну а что, если дожили до таких лет, что ж нам, интернетом не попользоваться? Квартира у меня двухкомнатная, а пенсия - Br 3 млн, больше не платят. И это у меня 50 лет стажа!
- Одна живете?
- Ну, внук у меня сейчас временно проживает. Молодой, на работу устроен…
- Но не думайте, что он содержит бабушку, - объясняет ее соратница по рукоделию. - Бабушке еще приходится с ним пенсию делить.
- Меня зовут Татьяна. Январская коммуналка у меня вышла в два раза больше, чем в декабре. Было где-то Br270 тыс, а сейчас - Br500 тыс. Живем в двухкомнатной квартире с мужем-инвалидом. Пенсия у меня - Br2,4 млн., вот Br1 900 000 тыс. на жизнь и остается. А лекарства сколько стоят! А проезд! Съездила в “центр...” - отдала 10 тысяч. Еще в пятницу съезжу - 20 тысяч отдам.
- Не думали обменять свои квартиры на “однушки” с доплатой? - адресуем мы вопрос пожилым женщинам.
- А что нам эта доплата, - отмахивается Ирина Александровна. - У нас у всех есть внуки, а доплата уйдет неведомо куда. Квартира - это какое-никакое имущество, а “бумажки” быстро пускаются в расход.
- Честно говоря, я думала об этом, да и сын намекал, чтобы я поближе к ним перебралась, но ремонт стоит бешенных денег, - разводит руками Наталья Владимировна. - В итоге вся доплата уйдет на переезд. А во время переезда половина мебели придет в такое состояние, что нужно будет выбросить и купить новое. Так что овчинка выделки не стоит.
- А знаете, сколько сейчас стоят услуги риэлтеров? - внесла свою лепту пенсионерка, не пожелавшая представиться. - 1,5 тысячи долларов! И еще плюс 10 миллионов за оформление документов. А вы говорите “с доплатой”. Как бы за переезд в “однушку” доплатить не пришлось!
- У меня двухкомнатная квартира и сын - инвалид детства, - продолжает женщина, которая предпочла сохранить анонимность. - Безработный на данный момент. Год уже не может устроиться, его никуда не берут… А у меня пенсия 3 миллиона и 600 тыс. коммуналка. Так что… вопрос, конечно, интересный… как мы живем и как мы выживаем. Однако живем, и даже в театры ходим!
- Куда в нашем возрасте уже квартиры менять, - согласилась с подругами Татьяна. - Начнешь эту старую мебель тягать - она поломается… И потом, если два старых человека в одной комнате - это очень неудобно! Кто-то приболел, кто-то храпит… Порой хочется уединиться.
- Старый человек так привыкает к своему дому! - признается Ирина Александровна. - Здесь у меня поликлиника рядом, врач уже вроде бы свой. Если переезжать, то нужно ковер выкидывать 1954 года, с которым столько детских воспоминаний связано! Пенсионеры же очень сентиментальные.
- А какие-то меры будете предпринимать?
- Будем есть хлеб с водой, какие тут меры, - горько шутит Татьяна.
- Теперь, когда внуки заходят в гости, бабушке приходится их пустым чаем с печенюшками угощать, - горько смеется Наталья Владимировна. - А как быть? Их подкормила - сама не поужинала! И все равно, мы живем хорошо, и шоколад еще кушаем! Во всех магазинах смотришь, где скидки на кофе, на шоколад, на конфеты…
- Недавно звучало по телевизору, что мы оплачиваем чуть ли не 80% затрат на коммунальные услуги. В жировке за декабрь было написано 30%, в жировке за январь - 19%. Так где правды искать?
- А к 2017 году они обещают ввести 100-процентное возмещение затрат, - опасается Ирина Александровна. - В жировке за январь у меня затраты на коммуналку - Br1,7 млн с чем-то. Так если мне придется эту сумму платить, представьте, сколько на жизнь останется.
Фото: Павел Садовский