Поможет ли указ президента белорусской экономике?

Источник материала:  
24.02.2016 13:20 — Новости Экономики

Александр Лукашенко подписал 23 февраля указ, который уже окрестили «антикризисным». Документ в очередной раз определяет меры по повышению эффективности социально-экономического комплекса страны. Начинается документ и вовсе со слов, которые подозрительно напоминают предвыборную программу.

Итак, белорусский президент предлагает повышать эффективность социально-экономического комплекса страны. При этом 78-й указ начинается со слов: «главным приоритетом социально-экономической политики Республики Беларусь является человек, поддержка семьи, детей и стариков. За годы независимости страны сформировано государство для народа. Развивается образование, здравоохранение, инфраструктура, укрепляется национальная безопасность».

Здесь же отмечается, что в силу ряда причин (например, мирового кризиса и проблем на традиционных рынках сбыта, а также из-за падения цен на нефть), внешняя торговля Беларуси сильно пострадала. Именно поэтому власти озаботились срочной разработкой мер по обеспечению экономической и социальной стабильности, а также стимулированию роста экономики. Достигать результатов будут, применяя инициативность руководителей и вертикальщиков, а также системные меры. Впрочем, забегая вперед, отметим: новаторских подходов в документе нет, а слово «реформа» в нем и вовсе не встречается.

Повышение эффективности экономики: кто и как?

Указ разбит на пять разделов, и в первом идет речь непосредственно о повышениb эффективности функционирования экономики, заниматься которой будет Совмин. От него, согласно документу, требуется принять дополнительные меры для:

  • прибыльной работы предприятий.
  • снижения себестоимости продукции предприятий на 25%.
  • развития добросовестной конкуренции на внутреннем рынке.
  • диверсификации экспорта.
  • ускорения развития малого и среднего бизнеса.
  • привлечения иностранного капитала.
  • экономии ресурсов.

Также от Совмина и НББ требуется разработать меры по снижению кредитных ставок и разработать положения о приватизации на принципах «прозрачности, оперативности и эффективности».

В первом разделе говорится о том, что на Совмине и местных органах власти будет лежать ответственность за ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на рабочие места, возникшие благодаря созданию новых предприятий, до 50 тысяч. Кроме этого, здесь же выдвигается требование о реализации импортозамещающих проектов, объем выручки от которых ежегодно будет достигать 600 млн долларов. Требуется также реализовать следующие меры: обеспечить уже в этом году сокращение просроченной внешней дебиторской задолженности минимум на 100 млн долларов; защитить внутренний рынок от недобросовестной конкуренции, повысив систему антимонопольного регулирования; активизировать инвестдеятельность и обеспечить широкий доступ к китайским кредитам; уровень возмещения населением затрат на ЖКУ довести до 50%.

Особо стоит отметить пункт, касающийся оперативного рассмотрения предложений предпринимателей по созданию новых рабочих мест и обеспечения им всестороннего содействия, а также проведение работы с населением, направленной на популяризацию предпринимательства и «раскрепощения деловой инициативы граждан».

На местные власти в лице глав исполкомов будет возложена персональная ответственность за убыточные сельхозорганизации. Они же будут заниматься передачей доверительным управляющим устойчиво неплатежеспособных имущественных комплексов.

Здесь же идет о речь о госфинансировании, получить которое смогут только те субъекты хозяйствования, которые реализуют инвестпроекты, обеспечивающие прибыльность производства.

Исполнение бюджета, защита граждан и погашение долгов

Второй раздел посвящен сбалансированному исполнению бюджета и социальной защите граждан. От Совмина и исполкомов требуется реализовать меры налоговой политики, направленные на восстановление доходов бюджета и «снижение их зависимости от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары». Планируется сформировать в текущем году в бюджете резерв в 8 трлн рублей, которые будут направлены на соцподдержку отдельных категорий граждан. Требуется также минимизировать негативные последствия от роста цен и сократить расходы консолидированного бюджета за счет целого ряда мер, среди которых оптимизация численности и функции органов госуправления. Это приведет к росту зарплат госслужащих, говорится в документе.

От чиновников «на местах» и их коллег из Минска требуется немедленное сокращение затрат на закупки импортного оборудования, сырья, материалов и сокращение расходов на содержание аппарата. Совмин будет обеспечивать соцзащиту населения и малообеспеченных граждан. Для этого с 1 марта будет увеличен БПМ и социальная адресная помощь, а с 1 октября будут внедрены безналичные жилищные субсидии для частичной оплаты ЖКУ.

Третий раздел оговаривает вопрос обслуживания и погашения внешнего долга. Этим будут заниматься в Совмине и НББ, от которых требуется проведение сбалансированной макроэкономической политики и даже наращивание стремительно падающих на протяжении многих месяцев ЗВР. Обеспечение всех обязательств берется чиновниками под личную ответственность: премьер будет отвечать за валютный долг органов госупарвления, глава НББ - за долги регулятора, руководители местных органов власти - за долги своих исполкомов и так далее по цепочке.

Совимн уполномочат на подписание договоров, направленных на привлечение инвестиций от западных институтов.

Два последних раздела - полномочия и ответственность кадров, а также «Обеспечение неприкосновенности собственности» касаются чиновников. Здесь оговаривается их персональная ответственность за принимаемые решения и за задачи, выставленные перед ними в данном документе.

Стоит отметить, что ничего нового в президентском указе прочесть не удалось. Документов такого рода было подписано в Беларуси великое множество, заявления о том, чтобы чиновники начали шевелиться, требования ростf экономики «именем революции» мы почти ежедневно слышим и читаем. При этом число указов, приказов и постановлений пока никак не повлияло на ход экономической истории страны. Складывается впечатление, что за более чем 20 лет правления чиновники научились только писать: много, складно, красиво. Но все это - на бумаге. На практике все эти «рационализации», «оптимизации», «диверсификации» отчего-то не работают. 

←Большинство членов рабочей группы по проблемам ИП не поддержали отмену указа № 222

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика