Поможет ли указ президента белорусской экономике?
Александр Лукашенко подписал 23 февраля указ, который уже окрестили «антикризисным». Документ в очередной раз определяет меры по повышению эффективности социально-экономического комплекса страны. Начинается документ и вовсе со слов, которые подозрительно напоминают предвыборную программу.
Итак, белорусский президент предлагает повышать эффективность социально-экономического комплекса страны. При этом 78-й указ начинается со слов: «главным приоритетом социально-экономической политики Республики Беларусь является человек, поддержка семьи, детей и стариков. За годы независимости страны сформировано государство для народа. Развивается образование, здравоохранение, инфраструктура, укрепляется национальная безопасность».
Здесь же отмечается, что в силу ряда причин (например, мирового кризиса и проблем на традиционных рынках сбыта, а также из-за падения цен на нефть), внешняя торговля Беларуси сильно пострадала. Именно поэтому власти озаботились срочной разработкой мер по обеспечению экономической и социальной стабильности, а также стимулированию роста экономики. Достигать результатов будут, применяя инициативность руководителей и вертикальщиков, а также системные меры. Впрочем, забегая вперед, отметим: новаторских подходов в документе нет, а слово «реформа» в нем и вовсе не встречается.
Повышение эффективности экономики: кто и как?
Указ разбит на пять разделов, и в первом идет речь непосредственно о повышениb эффективности функционирования экономики, заниматься которой будет Совмин. От него, согласно документу, требуется принять дополнительные меры для:
- прибыльной работы предприятий.
- снижения себестоимости продукции предприятий на 25%.
- развития добросовестной конкуренции на внутреннем рынке.
- диверсификации экспорта.
- ускорения развития малого и среднего бизнеса.
- привлечения иностранного капитала.
- экономии ресурсов.
Также от Совмина и НББ требуется разработать меры по снижению кредитных ставок и разработать положения о приватизации на принципах «прозрачности, оперативности и эффективности».
В первом разделе говорится о том, что на Совмине и местных органах власти будет лежать ответственность за ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на рабочие места, возникшие благодаря созданию новых предприятий, до 50 тысяч. Кроме этого, здесь же выдвигается требование о реализации импортозамещающих проектов, объем выручки от которых ежегодно будет достигать 600 млн долларов. Требуется также реализовать следующие меры: обеспечить уже в этом году сокращение просроченной внешней дебиторской задолженности минимум на 100 млн долларов; защитить внутренний рынок от недобросовестной конкуренции, повысив систему антимонопольного регулирования; активизировать инвестдеятельность и обеспечить широкий доступ к китайским кредитам; уровень возмещения населением затрат на ЖКУ довести до 50%.
Особо стоит отметить пункт, касающийся оперативного рассмотрения предложений предпринимателей по созданию новых рабочих мест и обеспечения им всестороннего содействия, а также проведение работы с населением, направленной на популяризацию предпринимательства и «раскрепощения деловой инициативы граждан».
На местные власти в лице глав исполкомов будет возложена персональная ответственность за убыточные сельхозорганизации. Они же будут заниматься передачей доверительным управляющим устойчиво неплатежеспособных имущественных комплексов.
Здесь же идет о речь о госфинансировании, получить которое смогут только те субъекты хозяйствования, которые реализуют инвестпроекты, обеспечивающие прибыльность производства.
Исполнение бюджета, защита граждан и погашение долгов
Второй раздел посвящен сбалансированному исполнению бюджета и социальной защите граждан. От Совмина и исполкомов требуется реализовать меры налоговой политики, направленные на восстановление доходов бюджета и «снижение их зависимости от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары». Планируется сформировать в текущем году в бюджете резерв в 8 трлн рублей, которые будут направлены на соцподдержку отдельных категорий граждан. Требуется также минимизировать негативные последствия от роста цен и сократить расходы консолидированного бюджета за счет целого ряда мер, среди которых оптимизация численности и функции органов госуправления. Это приведет к росту зарплат госслужащих, говорится в документе.
От чиновников «на местах» и их коллег из Минска требуется немедленное сокращение затрат на закупки импортного оборудования, сырья, материалов и сокращение расходов на содержание аппарата. Совмин будет обеспечивать соцзащиту населения и малообеспеченных граждан. Для этого с 1 марта будет увеличен БПМ и социальная адресная помощь, а с 1 октября будут внедрены безналичные жилищные субсидии для частичной оплаты ЖКУ.
Третий раздел оговаривает вопрос обслуживания и погашения внешнего долга. Этим будут заниматься в Совмине и НББ, от которых требуется проведение сбалансированной макроэкономической политики и даже наращивание стремительно падающих на протяжении многих месяцев ЗВР. Обеспечение всех обязательств берется чиновниками под личную ответственность: премьер будет отвечать за валютный долг органов госупарвления, глава НББ - за долги регулятора, руководители местных органов власти - за долги своих исполкомов и так далее по цепочке.
Совимн уполномочат на подписание договоров, направленных на привлечение инвестиций от западных институтов.
Два последних раздела - полномочия и ответственность кадров, а также «Обеспечение неприкосновенности собственности» касаются чиновников. Здесь оговаривается их персональная ответственность за принимаемые решения и за задачи, выставленные перед ними в данном документе.
Стоит отметить, что ничего нового в президентском указе прочесть не удалось. Документов такого рода было подписано в Беларуси великое множество, заявления о том, чтобы чиновники начали шевелиться, требования ростf экономики «именем революции» мы почти ежедневно слышим и читаем. При этом число указов, приказов и постановлений пока никак не повлияло на ход экономической истории страны. Складывается впечатление, что за более чем 20 лет правления чиновники научились только писать: много, складно, красиво. Но все это - на бумаге. На практике все эти «рационализации», «оптимизации», «диверсификации» отчего-то не работают.