Молочные реки и сырные берега. Как живет «Молочный гостинец»
Практически все белорусские предприятия, для которых российский рынок — главное экспортное направление, столкнулись с падением уровня валютной выручки даже при росте объема поставок. Есть такая проблема и «Молочного гостинца» — одного из самых известных отечественных молокозаводов.
Naviny.by побывали на предприятии и узнали, как оно справляется с кризисом.
История молокоперерабатывающего завода насчитывает более 50 лет. В 1996 году предприятие было преобразовано в ОАО «Гормолзавод № 2», а в 2015 году реорганизовано в государственное предприятие «Молочный гостинец» и передано в ведение Управления делами президента.
«В структуре Управделами очень много сельскохозяйственных предприятий. Имея производителя сырья (молока), было бы логично иметь в своей структуре предприятие, которое это молоко смогло бы переработать и произвести продукцию, поэтому было принято решение присоединить наше предприятие к структуре. Это позволило сделать замкнутый цикл», — рассказывает генеральный директор «Молочного гостинца» Дмитрий Дудо.
На сегодняшний день предприятие перерабатывает порядка 320-340 тонн молока в сутки и производит порядка 120 наименований продукции: молоко, сметана, сливки, молочные коктейли, творог, масло, сыр и другое. Продукция предприятия продается под брендом «Малочны гасцінец».
«Перед нами в первую очередь стоит задача дать продукцию своим жителям, а то, что мы производим сверх того, что необходимо для города, для выполнения наших обязательств, мы поставляем на экспорт», — говорит гендиректор «Молочного гостинца»
По его словам, на сегодняшний день зарубеж реализуется более 50% продукции. Основная доля приходится на Россию (Москва, Санкт-Петербург, Брянск и Смоленск.)
Из-за негативных явлений в российской экономике «Молочный гостинец» теряет валютную выручку от продаж.
Так, если в 2014 году на экспорт было продано продукции на 39,5 млн долларов, то в 2015 году — на 24 млн долларов.
«Основная причина — это падение курса российского рубля. Раньше доллар в России стоил 30 рублей, а сейчас стоит 80 рублей. Вы понимаете, насколько надо вырасти в объемах для того, чтобы компенсировать курсовые разницы. Условия очень сложные», — отмечает Дмитрий Дудо.
Однако, несмотря на падение экспорта, по итогам минувшего года «Молочному гостинцу» удалось увеличить выручку на 0,5% (до 837,7 млрд рублей) за счет продаж в Беларуси.
Автоматизированная установка по упаковке готовой продукции
Для минимизации экспортных потерь предприятие ведет активную работу по диверсификации рынков сбыта.
«Мы заключили договора с Азербайджаном и готовим им первую отгрузку. Речь идет о молоке, сырах и десертах. Кроме того, мы одни из первых получили сертификат на поставки продукции в Китай. Сейчас прорабатываем вопрос поставок в КНР. Мы готовы им поставлять любую продукцию, но их в первую очередь интересует продукция с длительным сроком хранения, поскольку Китай находится далеко», — рассказывает гендиректор «Молочного гостинца».
Кроме того, предприятие постоянно работает над повышением конкурентоспособности продукции за счет внедрения новых технологий. За последние пятнадцать лет «Молочный гостинец» практически полностью модернизировал свое производство. В развитие предприятия было вложено порядка 25 млн евро.
«Сейчас у нас самое современное европейское оборудование и технологии», — подчеркивает Дмитрий Дудо.
В планах — установить новую технологическую линию по производству сыра бри.
«У нас есть производственная площадка возле Ракова. Там мы планируем установить новую технологическую линию и наладить производство мягкого сыра с белой плесенью типа бри. Бизнес-план уже есть. Сейчас мы ведем переговоры иностранными банками о выделении кредитных линий. Я надеюсь, что в 2017 году все будет готово», — говорит гендиректор «Молочного гостинца».
В этом цеху варят сыр
Творог от «Молочного гостинца» легко узнать по оригинальной форме упаковки
По словам Дмитрия Дудо, постоянная модернизация является стратегией развития предприятия.
«Надо идти в ногу со временем. Если ты немного зазеваешься, то тебя обойдут конкуренты. То есть, стратегия развития в том, чтобы на должном технологическом уровне поддерживать свое предприятие и постоянно модернизироваться», — отмечает гендиректор.
Александр ЯРОШЕВИЧ, Ольга КЛЕЩУК