На Брестчине банкротится предприятие по выращиванию деликатесной рыбы
Новое перспективное по промышленному выращиванию африканского сома было открыто в Белоозерске менее 4 лет назад — в 2012 году. Иностранное ООО «Рыбоводное хозяйство „Ясельда“» может выпускать 700 тонн товарной рыбы в год и должно было полностью обеспечивать рыбоводные организаций и фермерские хозяйства республики рыбопосадочным материалом сома. Но африканского сомика мы так и не попробовали.
Планы, казалось, были вполне выполнимы: новое, «с иголочки», производство, готовые бассейны для рыбы, суперсовременное оборудование.
Новой для Беларуси технологией заинтересовались ученые Полесского государственного университета (Пинск), в Белоозерск зачастили высокие делегации. Но в итоге лишь небольшое количество деликатесной рыбы было реализовано, а затем предприятие оказалось в стадии банкротства.
И зачем нам этот сом?
«Свою щуку или карпа я не променяю ни на какого африканского сома», — с этим мнением любителя-рыболова, наверное, согласны многие. Да и на вид рыба кажется чересчур «грозной»: у нее аж четыре пары усов. Посмотришь — и покупать не захочется. Но это только на первый взгляд.
«Вкусовые качества у этой рыбы хорошие, — считает начальник отдела рыболовного хозяйства и индустриального рыбоводства „Белводхоза“ Андрей Сергеев. — Эта деликатесная продукция очень полезная, способствует повышению иммунитета. В мире ее достаточно много выращивают, к примеру, в Голландии и Венгрии. Кроме того, рыба неприхотливая, с большой плотностью посадки. Если для осетра это 25−50 кг на 1 куб. м, форели — 85 кг, то для сома — 300−400 кг».
Кстати, в Белоозерске должны были перерабатывать собственную продукцию в филе шоковой заморозки и рыбу горячего копчения в вакуумной упаковке.
Инвестиции и технологии — израильские
Выращивание сомовых (а также осетровых и форели) — новое для нас направление. Мало опыта, нет собственных технологий, оборудования, поэтому мы нуждаемся в сотрудничестве с теми странами, у которых все это есть, в том числе с Израилем.
ИООО «Ясельда» расценивалось как крупный пилотный проект. В нем были задействованы интенсивные и суперинтенсивные технологии индустриального рыбоводства, авторские и патентные права на которые принадлежат компании-разработчику «Kora (1980) Ltd.» (Израиль). Ценные сорта рыбы выращиваются в установках замкнутого водообеспечения в закрытых производственных сооружениях. Учредителями являются компания с ограниченной ответственностью «Фиш Фарминг Инвестмент Груп Лтд.» (Израиль) и компания с ограниченной ответственностью «Ривер Плэйсид Интерпрайз, ЛЛС» (США). Финансирование проекта велось за счет прямых инвестиций израильского учредителя и кредита израильского банка. При этом гарантом с белорусской стороны выступал «Белагропромбанк».
Санация или ликвидация?
В настоящее время цеха ИООО «Ясельда», которое расположено рядом с Березовской ГРЭС, пустуют. Производство остановлено, и чем больше времени проходит — тем хуже их состояние.
В экономическом суде Брестской области подтвердили, что предприятие находится в стадии банкротства. Сейчас открыто конкурсное производство, завершается подготовка дела к судебному разбирательству. Недавно был назначен новый антикризисный управляющий, который должен провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и установить причины банкротства. Будет также определено имущество для удовлетворения требований кредиторов.
В отношении бывшего директора предприятия возбуждено уголовное дело по ст. 210 УК РБ (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями). Хотя из заслуживающих доверия источников стало известно, что неблаговидные действия директора — отнюдь не главная причина банкротства.
ИООО «Ясельда» ждет санация или ликвидация? Заинтересованные стороны сходятся во мнении, что, возможно, не столь важно, кто в итоге будет хозяином предприятия. Главное — реанимировать производство с учетом допущенных ошибок.
Что произошло со столь многообещающим проектом, в котором все были так заинтересованы?
Андрей Сергеев, начальник отдела рыболовного хозяйства и индустриального рыбоводства «Белводхоза»:
— В ноябре 2015 года во время совещания в Горках премьер-министр Андрей Кобяков дал поручение произвести «перезагрузку» проекта ИООО «Ясельда» и запустить производство африканского сома. Независимо от того, будет по завершении дела о банкротстве новый хозяин или тот же. В настоящее время это собственность израильской компании «Фиш Фарминг Инвестмент Груп Лтд.», хоть и обремененная долгами. В декабре 2015 года на уровне Минсельхозпрода создана межведомственная рабочая комиссия, которой поставлена задача — найти пути вовлечения в хозяйственный оборот производственных мощностей ИООО «Ясельда». В состав комиссии входят представители Минсельхозпрода, научных институтов и ОАО «Белагропромбанк», оказавшего кредитную поддержку предприятию.
— Вы являетесь членом межведомственной комиссии по этому вопросу, которая прилагает усилия, чтобы решить проблему, и, соответственно, владеете ситуацией. В чем вы видите основную причину, приведшую предприятие к банкротству?
— Прежде всего, ошибка в проектировании повлекла нарушение технологии. Неудовлетворительная работа фильтров механической очистки не обеспечивала должную очистку циркулирующей в системе воды от органических отходов. Это, конечно, не единственная причина, но, на наш взгляд, главная.
— Был ли этот проект включен в Госпрограмму рыбоводческой отрасли на 2010−2015 годы?
— Первая очередь проекта не была включена в Госпрограмму. Она строилась по прямой договоренности между израильской компанией и «Белагропромбанком», соответственно, ими и контролировалась. Но вторая очередь — на 700 тонн рыбы в год с цехом переработки, производством комбикормов и созданием на базе предприятия учебного центра по индустриальному рыбоводству — уже была предусмотрена в Программе (финансирование планировали вести за счет иностранных кредитных линий).
— Предприятие не случайно разместили рядом с Березовской ГРЭС. Каким образом предполагалось использовать преимущества такого соседства?
— Насколько мне известно, изначально планировалось использовать в производственных целях теплые воды ГРЭС, но впоследствии пришли к выводу, что этого делать не стоит. Потом были намерения использовать тепло от станции для подогрева воды, а также электроэнергию. Но это уже технологические тонкости, которыми занималось руководство предприятия.
— А если брать в целом: все ли у нас так плохо с индустриальным рыбоводством?
— Только в Могилевской области у нас за последние годы построено 4 индустриальных комплекса, включая питомник в Горках, который полностью обеспечивает наши предприятия посадочным материалом форели. Есть такие комплексы в Минской и Витебской областях. В Брестской области это рыбхоз «Селец». В отделении «Белоозерск» восстановлена первая очередь садковой линии по выращиванию осетровых видов рыб. В этом году будет восстановлена и вторая очередь, после чего «Селец» сможет поставлять до 120 тонн товарных осетровых видов рыб в год.