Совмин упростил жизнь грузовым перевозчикам
Многочисленные жалобы перевозчиков, связанные с использованием товарно-транспортных накладных в международных перевозках, наконец, были услышаны в Совете Министров. 5 февраля были внесены изменения в Правила автомобильных перевозок грузов.
Как пояснил представитель адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры» Максим Шапелевич, теперь при выполнении международных перевозок грузов исключена необходимость оформления товарно-транспортной накладной (ТНТ) наряду с CMR-накладной. Ранее действовавшее требование Правил автомобильных перевозок грузов предусматривало для международных перевозчиков необходимость иметь как «национальную» ТТН, так и международную накладную. С изменениями правил к обязанностям грузоотправителя отнесена обязанность по предоставлению перевозчику вместе с грузом грузосопроводительных документов и товарно-транспортных накладных. При этом четко оговорено, что при выполнении внутренних перевозок водитель должен иметь при себе товарно-транспортную накладную на перевозимые грузы товарного характера, оформленную в соответствии с белорусским законодательством, а при выполнении международных перевозок необходимо наличие международной CMR-накладной.
Вместе с тем, по прежнему сохраняется обязанность по составлению товарной накладной при передаче груза перевозчику для вывоза за пределы страны, так как товарная накладная является первичным учетным документом, содержащим стоимостные показатели товара и используется для подтверждения нулевой ставки НДС.
Данные изменения упрощают жизнь перевозчикам, так как снимают весь груз ответственности за правильность оформления сопроводительных документов, а также - для международных перевозок - решен вопрос с использованием CMR-накладной и “белорусской” ТТН. В то же время возростают обязанности грузоотправителей по контролю за правильностью оформления документов, считает Максим Шапелевич.
Ранее правильность и полнота грузопроводителньых документов также возлагалась на грузоотправителей, однако сейчас норма четко указывает, что перевозчик не должен проверять правильность данных сведений, говорит эксперт.
В связи с этим эксперты ожидают, что возрастет число так называемых “протоколов в отношении неустановленных лиц” по таможенным правонарушениям (дела об административных правонарушениях прекращаются за неустановлением лица, совершившего правонарушения, а изъятые товары обращаются в доход государства). Ранее в подобных ситуациях к ответственности привлекались перевозчики или их водители, а в нынешних условиях необходимо будет устанавливать грузоотправителя и в уже в отношении грузоотправителя или его сотрудников составлять протокол – как лиц непосредственно несущих ответственность за правильность (читай достоверность) и полноту сопроводительных документов.
Описанные изменения вступают в силу с 11 марта 2016 года.