Как предприниматель из Солигорска "залетел" на франшизе "Белвеста"
Директор компании «Олнас» Сергей Бордок негодует по поводу решения экономического суда Витебской области, постановившего заплатить 1,1 млрд рублей долга «Белвесту». Предприниматель подозревает витебских обувщиков в рейдерском захвате его бизнеса. Хотя еще 2 года назад компаньоны были полны радужных надежд и совместных планов. Рассорило их модное слово «франчайзинг».
Сергей Бордок уже давно торгует в Солигорске товарами легкой промышленности. Одним из ключевых поставщиков до недавнего времени был и «Белвест». В 2013 году партнеры решили расширить сотрудничество. «Мы с ними неплохо работали будучи ипэшниками, — рассказывает предприниматель. — „Белвест“ предоставлял нам, как оптовикам, разные скидки, поддерживал проведение акций. В 2013 году они предложили нам стать крупнее, взяв себе большое помещение и работать по договору франчайзинга. Разрисовали нам красочно все прелести от такой работы. Мы почитали в интернете, что франчайзинг неплохая вещь, никогда не уйдешь в минус, и согласились».
Как сказано на сайте «Белвеста», схема выгодна как франчайзи — тем, кто покупает бизнес-модель, так и тем, кто ее продает — франчайзерам. Первые получают готовый бренд, на котором практически невозможно прогореть, поскольку он уже раскручен. Вторые обретают партнеров, которые готовы работать под их брендом, тем самым расширяя деловую торговую сеть. При этом вложения франчайзи в открытие магазина под торговой маркой Belwest минимальны.
В результате Сергей Бордок приобрел за 1,2 млрд рублей магазин в Солигорске, оформил его в фирменном стиле «Белвеста». Был установлен за свой счет компьютер с программным обеспечением. «Олнас» также получил фирменные дисконтные карты производителя обуви и промопродукцию.
7 марта 2013 года стороны заключили договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). Спустя 5 дней поверх этого соглашения был заключен договор поставки обуви. Около полугода партнеры плодотворно сотрудничали, потом примерно еще столько же обижались друг на друга, а затем развелись и стали выяснить отношения в суде.
Как следует из материалов суда, «Белвест» поставил в период с 15 марта 2013 года по 18 апреля 2014 года компании «Олнас» неоплаченную в итоге обувь на сумму 1,077 млрд рублей. Поэтому было решено взыскать с должника эту сумму.
В мотивировочной части решения экономический суд Витебской области акцентирует внимание на том, что договор франчайзинга регулирует отношения сторон в части исключительных прав, включающих право использования фирменного наименования «Белвест» (торгового знака, знака обслуживания
В итоге суд пришел к выводу, то «Олнас» обязан оплатить товар по ценам, установленных «Белвестом» в соответствии с договором поставки, потому что возражений ответчика о стоимости товара при его приемке и в последующем не поступало. Сергей Бордок упирает на то, что на начальном этапе были обещаны скидки, но они не предоставлялись. «Я им звоню и говорю как же так. А они отвечают, что скидки должны быть за счет наших торговых наценок. Но мы не можем так работать. Они тогда согласились убрать [комиссию в] 3% [с продаж], которые были в договоре о франчайзинге», — рассказывает он.
В суде выяснилась одна любопытная деталь. Договор франчайзинга оказался… фиктивным, потому что его не зарегистрировали в патентном органе, как того требует законодательство. Почему «Белвест» этого не сделал, осталось загадкой. Бордок называет странным, что обувщики признают это соглашение фиктивным, поскольку «Олнас» проводил «Белвесту» отчисления, предусмотренные этим соглашением. Плата за «комплекс исключительных прав для использования в розничной торговле товаров «Белвеста» составляла одну базовую величину в квартал. Плюс еще вышеупомянутые 3%.
Солигорский предприниматель считает, что витебские обувщики умышленно ввели его в заблуждение, заключив договор франчайзинга, а наверх его — договор оптовой поставки обуви. «За артистизм им надо поставить 10 баллов. Действовали нагло и самоуверенно. Кому не расскажешь, все смеются, как четко нас сделали. А ты остался в дураках», — говорит он.
Сергею Бордоку все это напоминает истории о «соцработниках», которые грабят бабушек. «А потом все обвиняют бабушку, которая не сняла копию документа, не сфотографировала мошенника, не переписала его адрес. Получается, что виноват не тот мошенник, который бабку обокрал, а виновата бабка, которая никаких действий не сделала. Наши хозяйственные суды анализируют только договоры поставки и расчетов за товар. А причинно-следственные связи не рассматривают. Совпадение ли это, что задолженность умышленно довели до 1,1 млрд, зная что мы купили магазин за 1,2 млрд. Заключили фиктивный договор франчайзинга, завалили своей продукцией (выручка 200 млн рублей — поставки идут на 1 млрд рублей), загнали в убытки, предложили слияние, но как только узнали, что магазин не принадлежит фирме, сразу прекратили работу и подали в суд. Что это если не попытка рейдерского захвата?», — резюмирует он.
… Кто из главных действующих лиц «соцработник», «мошенник» и «бабушка» пусть читатель определит на свое усмотрение.
В компании «Белвест» отказались от комментариев.