Зампред Мингорисполкома предложила девелоперам поработать немного в убыток
Несмотря на избыток торговых площадей ведущие международные бренды обходят белорусскую столицу стороной. Власти Минска предлагают девелоперам «не быть скупыми» и сделать шаг назад навстречу знаковым операторам. Данные темы обсуждались на круглом столе «Минск будущего. Новые инвестиционные альтернативы развития города».
По данным компании Colliers International, для всех рынков коммерческой недвижимости Минска (ритейл, офисы и отели) в последнее время характерен один общий тренд: появилось много новых объектов, кроме того, значительное количество проектов находится в стадии реализации. Некоторое «перепроизводство» совпало с началом кризисных явлений в экономике, совместный эффект от этого вылился в резкий рост вакантности и падение ставок – по ритейлу и офисом среднерыночное падение составило 20-30%, а по отдельным объектам – до 90%.
Заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич сказала, что ее печалит, что стоит много пустых торговых объектов. «Я хочу, чтобы все люди работали и получали зарплату», - заявила она. Чиновник посоветовала девелоперам и застройщикам «не быть скупыми» и снижать ставки арендной платы. «Ситуация сегодня сложилась такая, если мы не пойдем на снижение арендной платы, то никогда не привлечем в торговые центры бренды. Надо рисковать и пускать бренды, получать выручку за счет большой оборачиваемости», - сказала Бирич. «Надо снижать арендную плату, может [поработать ] даже в какой-то убыток, но чтобы не стояли сегодня пустые здания», - добавила она.
«Мы сегодня идем на все, чтобы привлечь [известные] международные компании. Мы предлагаем не платить арендную плату, только процент с оборота. Мы делаем им за свой счет ремонт, отделку их точек. Но они все равно не идут [в Беларусь]», - отреагировал девелопер Владимир Хейфец, который строит вместе с партнерами многофункциональный центр «Галерея Минск» в начале пр.Победителей.
Жанна Бирич не отступала от своего, как она сказала, «лозунга». «Если кто-то первый приведет сюда известный бренд, то и остальные подтянутся. И люди наши, поверьте мне, не будут ездить в Вильнюс, Москву, Варшаву за покупками», - считает она.
«Все девелоперы ведут переговоры. Мы за брендами ездим по всему миру: Москву, Францию, куда угодно. Лишь бы с нами встретились, уделили внимание. Мы делаем все возможное, чтобы заманить их сюда. Но есть страновой риск. Если раньше они видели [в Беларуси] политические риски, то сейчас - экономические», - сказал Хейфец.
«Время спекулятивных доходов ушло», - настаивала Бирич.
«Скоро [и просто] доходы уйдут», - парировал Хейфец.
Впрочем, не все девелоперы считают ситуацию критической. Вице-президент по внешним связям и развитию международной группы компаний Dana Holdings Боян Карич называет Беларусь страной с хорошим бизнес-климатом, где созданы все условия для работы иностранных компаний. В конце марта следующего года должен открыться крупный торгово-развлекательный центр Dana Mall, входящий в комплекс "Маяк Минска" возле Национальной библиотеки. Однако и там пока не предвидится появление популярных международных брендов. Так, нанример, вместо анонсированного французского гипермаркета Auchan откроется белорусский Green.
Белорусские девелоперы посоветовали властям Минска прилагать больше усилий по повышению узнаваемости города в глазах иностранцев. Данная проблема особо актуальна в сфере гостиничного хозяйства, разросшегося после чемпионата мира по хоккею-2014. В Минске сейчас отелей уже довольно много, но туристов мало. «Работа в этом направлении ведется. Мы недавно свои предложения направили в правительство», - сказала Бирич. Предложения касаются, в частности, либерализации визовых вопросов и страновой рекламы в крупных аэропортах.
Андрей Алешкин из Colliers International предложил запустить месячную рекламу Минска по телеканалу «Евроньюс», как это сделал, например, Азербайджан. «Вся Европа смотрит этот канал», - сказал он.
Руководители Мингорисполкома предложили Национальному агентству по туризму выступить заказчиком данной инициативы.