Дорогие шероховатости. Ключевые позиции белорусского экспорта не дают покоя соседям
Вокруг белорусского экспорта в Россию не утихают дискуссии, разбирательства, периодически напоминающие полномасштабные боевые действия. Посол России в Беларуси Александр Суриков назвал их «шероховатостями», заверив, что предпосылок к торговым войнам нет. Кроме того, из-за очевидной разницы в масштабах стран и объемах производства понятно, что Беларусь не может претендовать на серьезную долю рынка соседки. Но претензии есть, и касаются они в основном ключевых для Минска позиций.
За январь-сентябрь белорусский экспорт в Россию сократился на 33,3% к аналогичному периоду прошлого года - до 7,8 млрд рублей.
Среди ключевых позиций — поставки продовольствия, в первую очередь молочной продукции и рыбы. Именно к этим продуктам в последнее время постоянно имеет претензии Россельхознадзор. В частности, в конце прошлой недели российское ведомство заявило, что считает необходимым ограничить поставки с 13 белорусских рыбных и молочных предприятий из-за выявленных неоднократных нарушений. Источники, близкие к белорусской стороне, заверяют, что в списках нет крупных экспортеров, тем не менее к претензиям коллег относятся внимательно и нарушения будут устранять.
По данным Белстата, в топ-25 белорусских экспортных товаров именно продовольствие занимает ключевые позиции. По большинству из них есть заметный рост в натуральном выражении. К примеру, экспорт сыров и творога вырос на 16% - до 130 тысяч тонн, сухого и сгущенного молока — на 28,3% (до 158,3 тысячи тонн), сливочного масла — на 42,1%, до 67,5 тысячи тонн, мяса птицы — на 16%, до 102 тысяч тонн, соленой и копченой рыбы — в 2,6 раза, до 14,5 тысячи тонн. При этом в денежном выражении отмечено снижение объемов поставок в долларовом эквиваленте из-за резкой девальвации российского рубля.
С учетом важности этих позиций для Беларуси эксперты не исключают, что вопросы экспорта продовольствия могут быть затронуты даже на уровне глав государств в ходе предстоящего визита Александра Лукашенко в Россию 25−26 ноября.
Любопытно, что претензии у России появились к белорусским легковушкам, хотя за девять месяцев их экспорт составил всего 6358 штук (на 64 штуки больше прошлогоднего).