Виктор Терещенко о производителях, налогах и инвестициях
В Беларуси необходимо оздоровить и оптимизировать национальную денежную систему, изменить налогообложение производителей для содействия конкурентоспособности, создать условия высоких хозрасчетных мотиваций для менеджмента и инвестиций. Об этом заявил белорусский экономист Виктор Терещенко, отвечая на вопросы БДГ.
Каковы, на ваш взгляд, важнейшие проблемы белорусской экономики?
Первая и главная из них – это условия финансирования национальных производителей. Национальная валюта – это главное средство каждого государства для подъема экономики своей страны. Монетизация экономики Японии и США национальными деньгами в настоящее время превышает 300%, Китая – 200%, Великобритании – 150%, Еврозоны – 100%. И это при том, что в экономически развитых государствах весьма развит еще и институт финансовых посредничеств, ускоряющих обращение денег, и рынок всевозможного рода ценных бумах. В Беларуси коэффициент монетизации национальной экономики национальными деньгами в среднеарифметическом значении за 2014 год составил всего лишь 10,8%. Вследствие дефицита денежных средств в экономике страны кредитные ресурсы в Беларуси являются наиболее дорогими в мире. Они на порядок и более превышают стоимость кредитов в развитых странах, в три раза дороже кредитов в России, в 5 раз дороже, чем в Казахстане.
Еще более важно то, что кредитные схемы финансирования производств вообще, даже при низких кредитных ставках, значительно, в разы (что совершенно очевидно при анализе процессов на моделях) повышают затраты производства и цену продукции, и этим весьма понижают конкурентоспособность кредитуемых производств. При этом на цену продукции влияют не столько проценты по кредитам, сколько необходимость возврата кредиторам основного кредитного долга. Поэтому в развитых странах уже давно доминирует принципиально иная схема финансирования производств: без использования банковских кредитов, путем создания акционерных обществ, привлекающих инвестиции в обмен на акции.
Вторая причина – это нерациональные налоги. Набор налогов и порядок их изъятия в Беларуси, как и во многих других странах с неконкурентоспособной экономикой, являются такими, что они включаются в затраты производства и цену продукции, направляемой на рынки с жесткой конкуренцией. Что значительно снижает конкурентоспособность продукции на рынках. Причем большая часть налогов в Беларуси изымается у производителей независимо от наличия у них прибыли и даже до реализации ими продукции – в момент приобретения сырья, материалов, энергоресурсов, оборудования и выплат зарплаты работникам. Что и нарушает организм предприятий и не дает им возможности работать без государственных субсидий. Такая налоговая система закономерно сокращает под собой налоговую базу и платежи в бюджет.
В США, например, производители выплачивают налоги в основном из прибыли. И это дает им, в дополнение к рациональным схемам финансирования, дополнительно большое преимущество на рынках и притоки налогов в бюджет.
Особенно вредит конкурентоспособности продукции налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог не применяется в США и в Японии, там применяются налоги с продаж (в США – определяется законодательством штата от в размере от нуля до 10%, в Японии – 5% в виде налога на потребление) с освобождением от него товаров первой необходимости (еды, одежды, лекарств).
В Беларуси налоговая нагрузка выше, чем в других странах Евразийского союза – 38% (в России – 33%, в Казахстане – 25%). Налоговое администрирование у нас также сложнее, чем у этих партнеров: по рейтингу Всемирного банка Беларусь на 133-м месте из 189 стран, Россия – на 56-м, Казахстан – на 18-м. При этом налоговое администрирование порой больше влияет на рост издержек и цену продукции, чем высокая налоговая ставка».
И совершенно нелогичными оказываются фискальные санкции и штрафы государственной системы по отношению к национальным предприятиям: государство вместо наложения взыскания на конкретных виновных работников (если те, действительно, виновны) наказывает штрафами национальные и свои государственные предприятия, изымая у них оборотные средства, блокируя их расчетные счета, затрудняя национальное производство на радость конкурентам.
В результате наши предприятия оказываются неспособными конкурировать на рынках, у них снижаются объемы продаж, возрастают запасы готовой продукции на складах, на выплату зарплаты и налогов расходуются оборотные средства, амортизация основного капитала, возникает потребность в кредитах, сокращаются объемы производства.
Третья причина – это неудовлетворительные условия для инвестиций и мотиваций работников к росту выручки, прибыли и развитию предприятий. Со времени Адама Смита известно, что не страх жестоких наказаний за невыполнение доведенных заданий, а страсть увлеченности делом и личный интерес людей рождает их творчество в труде и их успехи в бизнесе. Персонал успешных предприятий в развитых странах участвует в конечных результатах производства, выручке, прибыли, в собственности на имущество и заинтересованно – в контроле деятельности администрации предприятий. Зарабатывать акции и покупать акции национальных предприятий широким массам населения в развитых странах значительно выгоднее, чем хранить дома или на банковских счетах какую-либо иностранную валюту. Этого не понимают в принципе во всех странах бывшего СССР, где трудящиеся люди являются лишь наемными пролетариями на предприятиях.
Какие бы Вы предложили экономические реформы в Беларуси? В чем они должны заключаться?
Если понятно, что именно три выше названные причины разрушают наши предприятия, то именно эти причины и необходимо устранить. Чтобы хозяйствующие субъекты Беларуси вышли по оптимальному пути на высокие результаты в деятельности, а страна естественным путем вышла из кризисных тенденций в экономике к высоким темпам рационального развития, необходимо:
- оздоровить и оптимизировать национальную денежную систему. Создать в стране высокоэффективную государственную инвестиционно-бездолговую валютно-денежную систему;
- оптимизировать налогообложение производителей по критерию максимального содействия конкурентоспособности и продукции и прибыльности ее продаж;
- создать условия высоких хозрасчетных мотиваций для менеджмента и всех работников организаций к повышению эффективности своей работы и развитию национальных средств производства.
Как может отразиться на экономике уже объявленная деноминация?
Деноминация без оздоровления баланса Национального банка и без надежного обеспечения государственных обязательств по выпускаемым в обращение деньгам была бы грубой ошибкой, которую Беларусь уже дважды совершала ранее. После деноминации 1994 года курс белорусского рубля за год упал почти наполовину, а после 2000 года – почти в четыре раза. До начала деноминации необходимо выполнить весь комплекс выше предложенных мер. Иначе деноминация активно подтолкнет цены вверх, а курс рубля к другим валютам — вниз.
То есть, может случиться девальвация?
Именно так, как это уже и было в Беларуси много раз. Инфляция национальных денег в современных кризисных системах является закономерным следствием элементарной необеспеченности в балансах Нацбанков-эмитентов их обязательств по национальным денежным средствам, выпущенным и выпускаемым в обращение.
Баланс Нацбанка Беларуси с 2011 года характеризуется ежегодным значительным уменьшением активов в их реальной стоимости при возрастании обязательств и отрицательных значений собственного капитала. Необеспеченность обязательств Нацбанка по его балансу на 1 января 2015 года (по сути, замаскированный и возрастающий убыток государства от национальной денежной системы) составлял уже почти половину (45,5%) от суммы активов, большинство из которых имеют еще и проблемную ликвидность. Любая организация с такой динамикой баланса – потенциальный банкрот, требующий немедленных мер для оздоровления. В таких условиях поддержание курса национальной валюты оказывается возможным лишь за счет создания Нацбанком острейшего дефицита национальных денег в экономике, что является фактором, крайне угнетающим всю национальную экономику. И потому неблагоприятная динамика закономерно проявилась по национальному хозяйству Беларуси в целом. Вследствие таких же проблем и тенденций ряд государств вообще отказались от своей денежной системы (например, Зимбабве, Эквадор, Микронезия, Сальвадор, Андорра).
Справка
Виктор Терещенко - магистр, кандидат экономических наук, доцент по специальности «экономика». Автор более 70 научных и государственных работ по проблеме развития Беларуси. Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Многие годы занимается научно-исследовательской работой в области экономики и развития РБ. Участвовал в президентских выборах 1994 г., 2001 г., 2010 г. и 2015 г.